Прошедшие выборы, а также события им предшествующие не дают покоя российской власти. Московское «дело о массовых беспорядках» разваливается, но упорно продолжает развиваться. Теперь ― под пристальным вниманием народных избранников.
Сегодня Мосгорсуд изменил приговор программисту Ивану Подкопаеву ― одному из уже осуждённых по «московскому делу». Тверской суд признал его виновным в применении насилия к охраннику режима (распылил перцовый баллончик ― ч. 1 ст. 318 УК РФ) и приговорил к трём годам колонии общего режима. Городской суд, приняв во внимание новые обстоятельства, снизил этот срок до двух лет. Обстоятельства же таковы, что ранее, следуя рекомендациям адвоката, Подкопаев вину признавал, а ныне ― нет. Это была «защита гражданских прав», считает он теперь. Кроме того Подкопаев потребовал отвода судьи, поскольку «судьи России превращают процессы в уголовные процессы, так как они не применяют нормы материального и гражданского права». Несмотря на это, а также на требование прокурора оставить приговор в силе, судья, после некоторого размышления, проявила невиданный гуманизм, скосив обвиняемому аж целый год. Устыдилась что ли?
В это же время в том же Мосгорсуде адвокат другого фигуранта «московского дела», волонтёра благотворительного фонда Кирилла Жукова, подала апелляционную жалобу на приговор. Жуков, также уже осуждён по ч. 1 ст. 318 УК РФ (поднял забрало у шлема росгвардейца) и тоже на три года колонии общего режима. Его адвокат просила приобщить к материалам дела очередную видеозапись. Она сделана очевидцем, который «вышел на защитников Жукова уже после вынесения приговора Тверским судом». Поэтому во время тех слушаний адвокат «не располагала данным доказательством невиновности Кирилла». Тогда потерпевший настаивал на том, что «испытал боль от ремешка шлема», когда Жуков прикоснулся к нему. Теперь «из видео следует, что шлем на голове потерпевшего застёгнут не был, а значит и боль от ремешка шлема причинена не была»,— констатировала адвокат. Основываясь на этих новых данных Жуков в последнем слове сказал, что «любой приговор, кроме оправдательного, будет издевательством над законом и судом. И позором». Судья, однако, предпочла позор, оставив приговор в силе.
Оно и понятно. Физическое здоровье охранников режима ― первейшая задача самого режима. И не только здоровье. В отношении полицейских, избивавших мирных демонстрантов Следственный комитет не возбудил ни одного дела. А должен был рассмотреть более двух десятков исков. Причём по крайней мере трое из заявителей ― несовершеннолетние. Вместо этого ГУ МВД по Москве выкатило оппозиции иски на 18 млн рублей за то, что пришлось избивать их в неурочное время. С использованием дополнительных средств. Которые, как оказалось, недёшевы.
Заботятся об охранниках режима и народные избранники. Комитет Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками на заседании рекомендовал к принятию в первом чтении законопроект о запрете для экс-сотрудников ФСБ выезжать за границу в течение пяти лет после увольнения. Сочинили этот замечательный документ члены думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн, Василий Пискарев, Эрнест Валеев и Адальби Шхагошев. Побудительным мотивом к созданию законопроекта была исключительная забота о сотрудниках карательных органов ― их-де та, за границей запросто арестовывают лишь за причастность к этим самым карательным органам. Вот уж, наверно, спасибо им скажут сотрудники-то. Не только бывшие, но и действующие. Они ведь обычно благополучно доживают до пенсии ― работа-то на воздухе, работа-то с людьми (с).
Пока в Мосгорсуде судили и редили (от слова прореживать) участников протестов, Минюст тоже не дремал. Его решением Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального внесён в список инагентов. Так сообщается на сайте министерства. И решение это вызывает законное недоумение: а что ж так долго тянули? Нынешний российский режим обычно с такими организациями не церемонится. Иностранным агентом считается не только правозащитное общество «Мемориал». Историко-просветительское и благотворительное. Созданное на заре горбачёвской Перестройки. Иностранными агентами считают «Муравьевский парк устойчивого природопользования», занимающейся охраной журавлей и аистов и благотворительный фонд помощи заключённым (неполитическим) и их семьям «Русь сидящая». А также масса других столь же безобидных организаций и СМИ. Якобы имеющих финансирование из-за границы (хотя непонятно, почему в эту категорию изгоев не попал благотворительный фонд миллионера Геннадия Тимченко, гражданина Финляндии и Армении).
Это зарубежное финансирование ― вообще больное место у госчиновников. Вице-премьер Козак потребовал от Минпромторга срочно внести изменения в правила госзакупок. Теперь иностранные фирмы не смогут участвовать в тендерах на поставку продукции для нацпроектов, а также обороны и безопасности, если в них подали заявку как минимум две российские компании. Ладно с оборонкой ― тут как-то понять можно: мало ли что там могут нашпионить при поставках… Но нацпроекты! Они и так еле живы, а ограничения по импортным товарам их и вовсе в могилу сведут. Впрочем, кто говорил, что они вообще жизнеспособны?
С обороной тоже, конечно, не всегда здорово получается. Особенно после объявления «технологического рывка». То сверхсекретный глубоководный «Лошарик» потонет, то межконтинентальный «Буревестник» неограниченной дальности сгорит. Но куда важнее безопасность. Особенно информационная.
Недавно завершила большую и очень нужную работу комиссия Совета федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела России. Она долго и усердно трудилась под руководством непревзойдённого специалиста по этим делам сенатора Андрея Климова (экономиста). Этому авторитетнейшему органу удалось выяснить: да, Запад вмешивается и тлетворно влияет. Постоянно. Но особенно во время последней избирательной кампании. Прямо-таки проходу не давали гражданам, особенно москвичам, всё время пытались подсунуть им какую-нибудь протестную пропаганду. А те ― и это особенно опасно ― даже не замечали. Смотрели себе YouTube и думать не думали, что стоят на краю пропасти. И даже теперь не верят, что действовали во время протестов вовсе не по собственному разумению, а по чужой воле. Более того. Как показал опрос «Левада-центра», треть (32%) граждан РФ считают, что никакого вмешательства Запада в московские выборы и не было, ещё 26% полагают, что, если вмешательство было, то ни на что не повлияло, и лишь 26% верят в то, что протесты непосредственно вызваны вмешательством YouTube в избирательную кампанию.
Тут Климов видит большие недоработки. Надо «активнее разъяснять гражданам суть обсуждаемых вопросов». Внимательнее присмотреться к Google и Facebook, которые, по его мнению, особо причастны к протестам (поскольку ещё не совсем подконтрольны государству). Ну, и конечно, всяческие Deutsche Welle, «Медуза», «МБХ медиа», «Голос Америки», «Настоящее время», «Радио Свобода» и «Русская служба BBC» и прочие инагенты. На эту тему климовская комиссия направила запросы в Генпрокуратуру и Следственный комитет.
«Господина Климова можно только пожалеть. Он может сколько угодно объяснять, что над нами навис Запад. Можно подумать, это Запад нам подбросил, к примеру, бывшего председателя Центризбиркома Владимира Чурова. Нынешнее состояние общества сравнимо с тем, в каком оно пребывало во второй половине 1970-х годов, когда никто не верил в заявления членов политбюро. Это недоверие — симптом изменений, которые произошли в обществе», ― прокомментировал инициативу сенатора политолог Дмитрий Орешкин.
Но жалеть надо не только Климова. Другая группа столь же озабоченных сенаторов во главе с председателем комитета по конституционному законодательству и госстроительству Андреем Клишасом сделала из доклада соответствующие выводы. Они решили вести борьбу с иноземным влиянием на законодательном уровне. В Госдуму внесён законопроект о блокировке всех подозрительных пользователей мессенджеров и электронной почты. А заодно заставить всех регистрировать свои e-meil по паспорту. Со всеми вытекающими из этого последствиями… И штрафовать на 1 млн рублей всех владельцев сервисов обмена сообщениями. Мера несомненно своевременная: великий российский патриот Алишер Усманов будет безмерно благодарен, когда более 100 млн уникальных пользователей его сервиса Mail.ru скопом перейдут туда, где паспорта предъявлять не требуется. Он-то как раз сейчас завершил сделку с китайцами по созданию совместного предприятия AliЕxpress Russia. Мечтал о бойкой торговле в Интернете, $182 млн на это выложил. И всё зря?
Тем не мене, тревога Климова вполне понятна. Последний опрос «Левада-центра» констатирует: более трети россиян (38%) считают приговоры участникам московских протестов несправедливыми и политически мотивированными. «Нет, речь идёт о судебных вердиктах. Мы их не комментируем. Здесь нет и не может быть какой-то политики», ― тут же отреагировал внезапно оказавшийся в курсе путинский пресс-секретарь.
Ответом ему может послужить пламенная речь Ивана Подкопаева, произнесённая сегодня на суде: «Соотечественники! Продолжайте борьбу за то, чтобы быть хозяевами своей земли. Нам нужно довести дело до конца, чтобы наши потомки были счастливы. Только тогда наше отечество станет прекрасным, когда там будут сосуществовать справедливость, честь и совесть».
Конечно, ничего политического, только суд да дело.
Анна Мышкина, «В кризис.ру»