Совфед лишил неприкосновенности своего видного протеже. Хотя и не члена. Доступен полиции и юстиции стал экс-губернатор Ивановской области, аудитор Счётной палаты Михаил Мень. Это решение было принято после того, как перед сенаторами выступил лично генпрокурор Краснов. Он уведомил их, что Следственный комитет, расследуя уголовное дело о растрате бюджета Ивановской области, получил относительно Меня достаточно доказательств вины.
Верхняя палата единогласно удовлетворила пожелание Генпрокуратуры. Сразу после этого Михаил Мень был задержан в Красногорском районе Подмосковья. Производили мероприятие сотрудники ФСБ и Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД. Меню инкриминировано хищение 700 млн рублей из бюджета Ивановской области. В бытность губернатором региона в 2005–2013 годах.
Сам Михаил Мень, по его словам, даже не догадывался о своём уголовном деле. Хотя мог бы и догадаться. В прошлом году по этому же делу был задержан Павел Коньков, преемник Меня на губернаторском посту. Ему предъявили обвинение в хищении 750 млн рублей. С 2008 года Коньков был заместителем председателя областного правительства, руководил комплексом экономического развития. В 2013-м стал врио губернатора. Когда Меня назначили министром строительства и коммунального хозяйства РФ.
По версии Следственного комитета, Коньков пролоббировал выделение 750-миллионного займа ОАО «Ивановский бройлер». На эти средства управляющий директор Дмитрий Гришин обещал превратить компанию в образцово-показательную фабрику мирового уровня. Но вместо этого, полагает следствие, с ведома Конькова перевёл деньги на счёт группы компаний «Продо». После этого «Ивановский бройлер» был объявлен банкротом, а Гришин отправился в каталажку. В июле прошлого года.
Довольно скоро Гришина перевели под домашний арест. Как и Конькова. Обвинения в растрате Гришин не признаёт. Как и Коньков. За которого выразили готовность поручиться два депутата Госдумы – Алексей Хохлов и Юрий Смирнова. Оба от Ивановской области. Оба от «Единой России». После этого суд внял аргументам защиты, ссылавшейся на тяжёлое хроническое заболевание Конькова. До этого не принимавшимся. Врачи «Матросской тишины» успешно справлялись с коньковским недугом. Но потом справляться перестали, и судья с этим согласился.
Такое партийное товарищество, конечно, впечатляет. Особенно если учесть, что в 2004 году Конькова исключили из ЕР. За раскол партийных рядов и создание предпосылок для раскола областного отделения. Впрочем, в 2008 году он был восстановлен в рядах. А в 2018-м избран депутатом Ивановской облдумы по списку «Единой России». Но осадок-то остался! Так что смелые люди эти едросы Хохлов и Смирнов.
Возможно, они и за Меня поручатся. Он ведь тоже их однопартиец. Хотя область покинул уже давно. После пятилетней службы на министерском посту СФ направил Меня аудиторствовать в Счётную палату. Курировал расходование средств федерального бюджета на социальную сферу и науку. Год назад поставлено надзирать за природопользованием и агропромом.
И вот с этого момента с ним что-то произошло. Он неожиданно проникся глубоким патриотическим чувством. Начал всерьёз воспринимать возложенные на него обязанности. В декабре прошлого года он заявил о провале мусорной реформы. По его словам выходит, что в РФ перерабатывается всего лишь 7% отходов. Остальное, то есть 93%, копится на полигонах и свалках. Если вспомнить, что один из бенефициаров этой знаменитой реформы ― сын бывшего генпрокурора Чайки, то понятно, на чьи «пять копеек» наступил Мень. Только сам он, кажется, этого не понял. Окрылённый успехом продолжил изыскания.
А теперь следите за руками. Точнее, за датами.
26 февраля нынешнего года коллегия Счётной палаты утвердила отчёт о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации в 2015―2019 годах». Его составили аудиторы Михаил Мень и Алексей Каульбарс. В отчёте говорится о махинациях с запасами нефти и газа. Якобы сырьевые компании ставят на государственный баланс месторождения, ресурсы которых впоследствии не подтверждаются. В результате за последние пять лет этих несуществующих запасов списано нефти на 2,28 млрд баррелей, а газа на 6,04 трлн кубометров.
А уже 12 марта стало известно: растратчик Коньков отправлен под домашний арест. Основание ― невозможность в условиях СИЗО исполнить предписание врача. Можно порадоваться за больного. Но почему именно ему и именно сейчас выпадает такая удача? Уж отправляли бы всех. Это и врачей бы разгрузило.
Обвинение Меню уже предъявлено. Так сообщили в СК. Анна Коткова, адвокат Конькова, утверждает, что её подзащитный никаких показаний на Меня не давал. Может, и так. Собственно, вина Меня, даже по версии следствия, состоит в одном: он подписал закон об изменениях в бюджете области. Чтобы передать средства в Фонд развития предпринимательства. Который уже потом перечислил их «Ивановскому бройлеру». Подпись под этим документом уже ставил Коньков. На тот момент исполнявший обязанности губернатора. А Мень ― что уже известно ― в это время был в командировке.
В мае, кстати, следствие по этому делу уже было завершено. Однако сейчас в качестве меры пресечения Меню запрещены определённые действия (какие именно, не указано). Дабы он не оказал давление на свидетелей. А на кого давить-то, если всё уже запротоколировано и подписано? И вообще сомнительно, чтобы он смог на кого-то надавить. Даже если бы очень захотел.
В октябре нынешнего года премьер Мишустин потребовал от своих министров особо бережного отношения к национальному достоянию вроде «Роснефти» и «Газпрома». Прямо так и заявил: «Двусмысленность в словах о российских публичных компаниях может быть негативно интерпретирована и повлиять на котировки или инвестиционные решения, нанести прямой ущерб экономике». Это касалось вице-премьера Трутнева ― он получил выволочку за то, что критиковал арктические проекты «Роснефти». Но то ― Трутнев. Надёжный и многократно проверенный.
А тут какой-то аудитор Счётной палаты. Этак каждый начнёт Сечину место указывать! Можно подумать, президент «Роснефти» о своих владениях сам чего-то не знает. Если в его дела будут аудиторы соваться, то до чего докатимся? Пусть даже бывший губернатор и министр. А хоть бы и действующий. Судьба Улюкаева, посягнувшего на святое, ещё не всеми забыта. Отделался он, можно сказать легко. Всего восемь лет. Библиотекарем в колонии общего режима. Ну и компенсация, конечно.
Михаилу Меню грозит лишение свободы на срок до 10 лет и штраф до 1 млн рублей. Интересно, если суд признает его виновным, ощутит ли свою долю ответственности президент РФ? Не просто как глава государства (если не сказать больше), в которым расхищаются региональные бюджеты. Именно по представлению Путина послушные сенаторы утверждали Меня в аудиторской должности. К слову-то сказать.
Вообще-то этого события можно было бы и не заметить. Мало ли чиновники РФ арестовывают и сажают друг друга. Такая уж жизнь пошла, что на всех не хватает. Но тут речь идёт не просто о бывшем губернаторе, бывшем министре и ревизоре-аудиторе. А о сыне замечательного русского христианского просветителя Александра Меня.
Церковность православного протоиерея Меня-старшего была необычна для РПЦ МП. Зато книги настоятеля подмосковного сельского храма читал весь христианский мир. Он был народным проповедником, к которому стекались люди со всех концов советской империи (Аркадий Малер). Его убили тридцать лет назад. Канонизация в православии возможна только через полвека. Преступление до сих пор не раскрыто. В иерархи нынешнего госправославия об этом даже не заговаривают. Подлинный великомученик. Но не Николай же Романов.
Вряд ли отец Александр Мень предполагал, что его сын Михаил изберёт в жизни такую дорогу. Но, как известно, неисповедимы пути…
И ещё к слову. О нефтегазе, по поводу которых позволил себе высказаться Мень-младший. Небольшой подъём российской экономики после «первой» волны пандемии сменился новым глубоким спадом. В том числе, в добыче полезных ископаемых. Спад ускорился с 8,8% в сентябре до 9,4% в октябре (год к году). А по итогам октября РФ выкачала из своих недр на 11,2% меньше нефти, чем год назад. Загрузка НПЗ снизилась на 10,6%. Это данные Росстата. Самого оптимистичного счётчика российских достижений.
Акулина Несияльская, специально для «В кризис.ру»