Многочисленные комментарии последних дней об окончательном расставании правящего режима с Анатолием Чубайсом оказались несколько поспешными – если не по сути, то формально. Владимир Путин назначил Чубайса специальным представителем президента РФ по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития. При этом он, как особо уточнил президентский пресс-секретарь Дмитрий Песков, не станет функционером администрации и не будет иметь статуса госслужащего.

«Похоже, предстоящее дело по-настоящему значимо для страны и интересно мне лично», – написал Анатолий Чубайс в Фейсбуке. Если понимать буквально, по тексту президентского указа, то на плечи Чубайса возлагаются задачи ликвидации нищеты и голода, достижения гендерного равенства, борьбы с изменением климата и т.д. Все эти установки, как и многие другие, содержатся в специальном перечне ООН – Целях устойчивого развития (ЦУР). В глобальном рейтинге ООН Россия занимает по показателям ЦУР не самое высокое 57-е место. Хотя в нынешнем году делегация РФ представила в ООН особый обзор продвижения в устойчивом развитии.

Трудно сказать, каким образом лично Анатолий Чубайс будет решать глобальные проблемы. Да ещё в нынешних условиях внешнеполитической конфронтации и значительной изоляции РФ. Но возможно, именно эти факторы и побудили к назначению. Либеральный имидж Чубайса позволит, по крайней мере, завязывать контакты. Едва ли кто-то из западных лидеров живо помнит его роль в российских реформах 1990-х. Но из открытых источников может узнать каждый. И должен быть впечатлён. Расчёт на то, чтобы симпатии к либерал-реформатору Чубайсу распространились на Путина. Иерархическое мышление номенклатуры: заслуги подчинённого идут в зачёт начальнику. Даже из далёкого прошлого, когда начальник сам был подчинённым. Как бы то ни было, волю к жизни режим пока сохранил. Присутствие Чубайса тому порука.

Должность сходного названия – спецпредставитель президента по связям с международными финансовыми организациями – Чубайс занимал и при президенте Ельцине. Короткое время летом 1998 года. Его задача – экстренное получение кредита МВФ – считалась почти невыполнимой. Финансовый кризис в России набирал силу, и кредитование было очевидно бесперспективным. Однако Чубайс добился результата: была достигнута договорённость о кредите в $11,2 млрд. Первый транш в $4,8 млрд успели получить. Но от дефолта это не спасло.

Тогда Чубайс знал, что делает и зачем. А теперь? «Не раз в жизни приходилось заниматься тем, что важно для страны, хотя и не очень приятно для меня…»