Петербургский конфликт администрации с рестораторами и барменами дошёл до стадии силового противостояния. Произошли физические столкновения нарушителей административных постановлений с силовыми структурами. С публичными оценками ситуации выступили президентский пресс-секретарь Дмитрий Песков и «президентский повар» предприниматель Евгений Пригожин. Ситуация, изначально не имевшая никакого отношения к политике, начинает приобретать окраску своеобразной «социальной оппозиции». Причём весьма нестандартной, с самыми неожиданными раскладами.
4 декабря 2020 года администрация губернатора Беглова издала 121-е постановление – ужесточение карантинных правил в общепите в условиях пандемии COVID-19. Срок действия продлён до 15 января 2021-го. При этом новые запреты не сопровождались мерами поддержки бизнеса. Предприниматели оказались в крайне трудном положении. Налоги, арендная плата, иные расходы привели к резкому росту задолженности. В ответ около сорока баров и ресторанов явочным порядком отменили новогодний локдаун.
Дверные пломбы, наложенные решениями Роспотребнадзора, были просто сорваны. В Интернете опубликована «Карта сопротивления»: перечень и расположение ресторанов и баров, намеренных работать в декабре и в новогодние каникулы вопреки распоряжениям властей. Лидером и спикером выступает предприниматель Александр Коновалов. «В Петербурге оформилось два крыла сопротивления коронавирусной политике властей. Апологеты мирного протеста надувают шарики и ищут поддержки Ксении Собчак, радикально настроенный бизнес открыто саботирует запреты Смольного», – констатировала «Фонтанка.ру». «Этому нельзя подчиняться. Для чиновников это трусливые решения «как бы чего не вышло», для нас это жизнь. Восемь тысяч человек работают в заведениях, которые в той ли иной степени взаимодействуют со мной. Этим людям до 15 января на что прожить?» – цитирует Коновалова «Росбалт».
Администрация провела совещание с руководством региональных силовых структур. Вице-губернатор Евгений Елин анонсировал проверки. Зампред комитета по промышленной политике, торговле и инновациям Александр Ситов назвал «диссидентствующие» бары «полубандитскими организациями». 9 декабря противостояние вышло на новый рубеж: Был проведён силовой рейд в трёх заведениях на улице Рубинштейна (Центральный район). Участвовали чиновники администрации, служащие Роспотребнадзора, сотрудники полиции и Следственного комитата, бойцы Росгвардии. По информации «Фонтанки», объектами стали бары Poison, Noir и Commode.
В Commode произошло реальное столкновение с применением спецсредств. Вице-губернатор Елин заявил, будто ранее в баре были взяты в заложники неназванный чиновник и неназванный сотрудник правоохранительных органов. Ответственность вице-губернатор возложил на барменов: «Силовые средства применялись после того, как было оказано физическое воздействие на представителей органов власти». СК возбудил два уголовных дела по части 2 статьи 238 УК РФ: «оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности».
Ситуацию вынужден был прокомментировать пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Он полностью поддержал действия администрации, резко осудив «какие-то ресторанные протесты». Иную позицию озвучил предприниматель Евгений Пригожин, призвавший к диалогу властей с протестующими: «Рестораторы уже год как находятся в аду и, начиная с апреля месяца, на краю гибели. Они вынуждены зарабатывать каждую копейку тяжёлым трудом». Особое внимание привлекли такие слова Пригожина: «Ко всему прочему они чрезвычайно креативные люди. Значительно креативнее, чем наши псевдооппозиционеры».
Стоит напомнить, что Пригожин известен как «повар Путина», выполняющий особые функции информационного (знаменитая «фабрика троллей») и, по некоторым данным, даже силового давления. Аффилированное с ним информагентство ФАН на данный момент никак не осветило ситуацию. Мнение Пригожина опубликовано в другом связанном с ним издании «Невские новости». Как бы то ни было, выступление такого деятеля, как Пригожин, фактически на стороне протеста указывает на «раскол элит», о котором давно и бесплодно рассуждают теоретики оппозиции.
В социальных сетях «барменский бунт» в Петербурге начали сравнивать чуть ли не с протестами в Беларуси. Это, конечно, преувеличение. Но очевидно, что в событиях отражается социальное противостояние, вызванное общеэкономическими трудностями и чрезвычайной ситуацией пандемии. Северная столица превращается в накалённый участок этого противостояния. Как всегда в таких случаях, внезапно и с неожиданного повода.