Вызов оппозиционного публициста Александра Скобова в петербургское Управление ФСБ не привёл к тяжким последствиям. «ФСБ меня удивила и позабавила, – написал он по завершении визита. – Оказывается, это продолжает медленно прокручиваться в жерновах бюрократической машины дело 2018 года. Хотя собственно дела как не было так и нет. Есть блуждающие по ведомствам доследственные проверки».
Следователь Шпет сразу оговорился, что «это не допрос» и уточнил предмет разговора: пост в Фейсбуке ноября 2018 года. Скобов перефразировал культовое симоновское стихотворение «Если дорог тебе твой дом», первоначальное название которого звучало «Убей его!» – и сравнил нацистских оккупантов (которых касался поэтический призыв) с имперско-сталинистскими «колорадами».
На различные правоохранительные органы обрушился град доносов, авторы которых узнавали себя в образе «колорада». «Центр «Э» начал проверку по статье 282 УК РФ («возбуждение ненависти либо вражды»). Сотрудник даже заходил в гости к Скобову. Александр Валерьевич отказался отвечать на вопросы, задаваемые в каком-то «гибридном» формате – допрос не допрос, беседа не беседа. Вызова повесткой не последовало.
Шли годы, и теперь тема перешла к ФСБ. Потому что, как пояснил Шпет, проверка теперь ведётся по статье 280 УК РФ («публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности»). Именно поэтому и пришлось вызывать Скобова повесткой. Давать объяснения Скобов снова отказался, ибо не признаёт правомочности правящего режима и его агентов. Нисколько не возражая, следователь стал заполнять положенные бумаги. На это и ушло основное время беседы. На прощание он сказал, что «возможно придётся встретиться ещё раз». По впечатлению Александра, следователь механически выполнял запрограммированные действия, не имея к ним интереса.
В то же время, Скобов не думает, будто дело спустят на тормозах. Общеполитическая ситуация в России уже не та, что даже в позапрошлом году. Но к преследованиям советский диссидент и политзаключённый всегда готов, с брежневско-андроповских времён. И намерен не защищаться, а нападать.
«Я хочу, чтобы они потерпели поражение, а не мы. С военным противником либо договариваются о мире, либо стремятся нанести ему поражение… жизненный опыт подсказывает мне, что попытки найти компромисс с этими людьми бесперспективны», – говорилось в той фейсбучной записи, которая сейчас проверяется. «Я не собираюсь играть с государством «Бандитского Петербурга» в кошки-мышки и доказывать, что мои высказывания неверно интерпретируют. Нет, вы правильно меня поняли», – подтвердил Александр Скобов во вчерашнем открытом письме.