В минувшие выходные в столице Сербии прошла конференция «Освещение многообразия в СМИ и общественном дискурсе». Белградское мероприятие состоялось в рамках 10-го гражданского форума «ЕС-Россия» Участвовали не только представители РФ, но и наши соотечественники, работающие ныне в университетах Эстонии, Германии и Польши. А также журналисты из Австрии и Украины.
Темы поднимались самые разнообразные: от проблем бездомных до положения крымских татар. Однако автору этих строк показалась наиболее актуальной поднятая тема массовой миграции в Европу из стран Африки, Ближнего Востока и Афганистана. Рассмотрение проводилось на примере Австрии. Докладчиком по этому вопросу выступила Мирьяна Томич – сербка по происхождению, живущая в Вене, участница Венского форума по журналистике и медиа и знаменитого пресс-клуба Concordia, основанного ещё в XIX веке.
В австрийской столице госпожа Томич проживает многие годы. По её данным, ещё во времена Австро-Венгерской империи австрийские немцы составляли менее половины населения Вены. Остальные являлись славянами и евреями. Однако тогда пришлые жители могли легко ассимилироваться.
Об этом сейчас любят вспоминать представители австрийских левых партий, ратующие за дальнейший приём иммигрантов из стран Третьего мира. Забывая, что тогдашние переселенцы являлись австро-венгерскими подданными.
Вторая волна миграции в Вену последовала в 1960-е годы в результате строительного бума, охватившего Австрию наравне с Западной Германией. Для работы на стройках массово завозились граждане Югославии и Турции. Местные политики полагали, что, отработав свой контракт, они уедут обратно. Но этого не произошло. Большинство предпочло остаться на ПМЖ. Одна только община сербов сегодня составляет в Австрии около 200 тысяч человек. Как избиратели они чаще всего поддерживают правых радикалов – из недовольства иммиграцией мусульман. Многие из них по-прежнему читают сербские СМИ. При этом работу с сербскими журналистами проводят только представители австрийских правых.
На данный момент ситуация с мигрантами изменилась в корне даже по сравнению с 1960-ми. Только чеченских беженцев, прибывших транзитом через Польшу, уже около 30 тысяч. В начальных классах венских школ 80% учеников сегодня не владеют немецким. А выучив его, сталкиваются с другой проблемой: их перестают понимать собственные родители – которые так и не удосужились пройти бесплатные курсы немецкого языка.
При этом каждый из мигрантов, претендующий на статус беженца, имеет право оспаривать отказ в австрийских судах в течении 4–5 лет. С услугами бесплатного адвоката. Всё это время можно оставаться в лагере беженцев, получая государственное пособие в 1000 евро. Если на семью – 2000 евро. За каждого ребёнка отдельная выплата. Всё это ложится на плечи австрийских налогоплательщиков.
Европа безусловно нуждается в иностранных рабочих, признаёт Томич. Но квалифицированных. С распростёртыми объятиями готовы принять специалистов в области IT-технологий. Им даже не обязательно владеть местным языком, достаточно свободно знать английский. Но на подготовку даже младшего технического персонала из прибывших иностранцев обычно уходят те же 4–5 лет.
Европе нужны и представители творческих профессий, но опять же высокой квалификации. К примеру, знаменитая на весь мир оперная певица Анна Нетребко является обладательницей австрийского паспорта. И при этом, по словам Томич, примадонна не знает немецкого.
Ещё одна сторона миграционной проблемы проявилась в условиях пандемии. Большинство беженцев из Азии и Африки отказываются от вакцинации. Ходит представление о прививках как части всемирного заговора. Отсюда рост заболеваемости COVID-19. Но надо сказать, такие настроения характерны и для европейцев из «пролетарских» слоёв. В итоге статистика заражений неуклонно увеличивается по социальному признаку – чем беднее район, тем больше заболевших.
Сегодня на 8,8 млн жителей Австрии уже приходится 120 тысяч мигрантов, прибывших начиная с 2015 года. Для небольшой страны это очень серьёзный вопрос. Между тем, прогнозируется нарастание потока. «В конечном счёте Европа станет многорасовой, и с этим стоит смириться», – полагает Мирьяна Томич. Насколько верны её суждения, вероятно, покажет ближайшее будущее.
Владислав ГОЛЬЯНОВ