Всем известно, что Рождество и Крещение – это история о том, как родился в Вифлееме мальчик, появление на свет которого предсказал Деве Марии архангел Гавриил. Но в эти праздничные дни не грех вспомнить, что рождение каждого младенца – тоже своего рода божий дар, хоть и из области медицинской науки и практики. Кстати, в наступившем году исполнится 225 лет со дня основания первого в России Повивального института, будущего НИИ акушерства и гинекологии имени Отта.
Отт не архангел Гавриил, но врач от бога
Российская акушерская наука зародилась в Петербурге, в особняке на набережной Фонтанки, 148. Это здание в стиле классицизма в 1797 году приобрела Мария Фёдоровна, супруга Павла I и многодетная мать. Императрица отрыла в нём Повивальный институт, который стал первым в стране родовспомогательным и вместе с тем образовательным учреждением. Здесь не только оказывали помощь беременным женщинам, честным и порядочным, но не имеющим достаточных средств, здесь ещё и обучали повивальному искусству девушек на полном содержании. Преподавал в Повивальном институте Нестор Максимович Амбодик-Максимович, автор первого в России руководства по родовспоможению «Искусство повивания или наука о бабичьем деле». Его называли отцом русского акушерства.
Позже, уже при Николае I, здесь открылось «секретное отделение» для незамужних родильниц. С годами здание надстраивалось, расширялось, в нём стали лечить гинекологические заболевания. А в 1893-м директором Императорского клинического повивального института стал Дмитрий Оскарович Отт (1855–1929). При нём в институте развернулись научные исследования и стали особенно популярными курсы по акушерству и гинекологии для врачей.
Он был феноменальным врачом, учёным и педагогом, реформатором высшего медицинского образования. Закончив с отличием Императорскую медико-хирургическую академию, четыре года работал в лучших европейских клиниках, но вернулся в Петербург и превратил институт в крупнейший научный центр мирового значения. Одновременно с этим сделал блестящую придворную карьеру акушера.
Роды по-царски
Царицы рожали детей в своих дворцовых покоях, где одну комнату превращали в родильную палату. Вот и первая дочь Александры Фёдоровны Ольга появилась на свет в Александровском дворце Царского Села. Отт помогал известному врачу-акушеру Крассовскому принимать роды, которые были тяжёлыми, но успешными. Николай II находился тут же, рядом с женой (так было принято в европейской традиции, чтобы гарантировать истинность факта рождения августейшего ребёнка). Видимо, искусство Дмитрия Оскаровича впечатлило царя, потому что на следующий же день он пожаловал Отту звание лейб-акушера Императорского двора.
Остальные царские дети – Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей – родились в Нижнем дворце в Петергофе. Недалеко от дворца, во Фрейлинском доме, лейб-акушеру Отту выделили двухкомнатную квартиру, где он и жил, ожидая наступления очередных родов императрицы.
Но одна её беременность, по свидетельству особ, приближённых к императору, не завершилась рождением ребёнка: ещё в самом начале плод перестал развиваться. Это событие породило множество нелепых слухов: мол, царица родила какого-то урода в тайне от народа. Вроде бы даже приказано было исключить из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» слова: «Родила царица в ночь не то сына, не то дочь», ну и дальше – про «неведому зверушку». Официально опровергать эти злые сплетни пришлось Отту.
Такое близкое профессиональное общение с царской семьёй помогло ему добиться ассигнований на строительство нового здания института на Васильевском острове.
Клинический случай в градостроении
Новый институтский комплекс решено было возвести в красивейшем месте Петербурга – между Биржей и зданием Двенадцати коллегий. В то время там располагалась старейшая в городе Коллежская площадь с Биржевым сквером. Появление новой постройки вместо сквера многих петербуржцев не обрадовало и считалось градостроительной ошибкой, потому что разрушало архитектурный ансамбль площади. Правда, старые деревья окружной аллеи сквера удалось сохранить. К тому же, в южной части участка был устроен сад, а в северной – четыре палисадника.
Новое здание института в стиле поздней эклектики – творение известного архитектора Леонтия Бенуа. На строительство потратили огромную сумму – три с половиной миллиона золотых рублей. 24 февраля 1904 года институтский комплекс был торжественно открыт. На его освящении присутствовала и царская чета.
Николая II особенно поразила прекрасно оборудованная операционная, но и всё остальное вызывало восхищение: строгая архитектура зала заседаний и аудиторий, обилие воздуха и света в лечебных помещениях с кондиционерами. Электрическое освещение регулировалось по яркости, во все палаты подавалась стерилизованная вода. По своим функциональным достоинствам институт превосходил на тот момент все медучреждения Европы и уже в 1910 году стал всемирно известным: тогда впервые в России в его стенах был проведен V Международный конгресс акушеров-гинекологов, на который прибыли учёные из 70 стран.
Рожали там петербурженки в красоте и комфорте. В их распоряжении была оранжерея, веранда, библиотека, даже крестильня. В палатах стояли детские кроватки и столики для пеленания, в ванной комнате – шкафчики для согревания белья. А в актовом зале был установлен орган знаменитой немецкой фирмы Walker. Почти ежедневно устраивались концерты, и мамочки могли их слушать, не вставая с постели: от органа к каждой кровати были подведены телефоны-театрофоны (институт имел свою телефонную станцию). Доктор Отт изучал воздействие звучания органа на человеческий организм и считал, что его звук гармонизирует душу и тело.
Однако недолго музыка играла, всего лишь до революции. В начале 1930-х орган переехал в Большой зал филармонии, где звучит и по сей день. А несколько лет назад в НИИ акушерства и гинекологии имени Отта вновь появился орган – подарок из Германии.
Родились на брегах Невы
Как там сейчас обстоят дела с музыкотерапией и не только, узнать очень просто: родить ребёнка в этой знаменитой клинике, где, между прочим, в 1986 году появился на свет первый в городе и второй в стране младенец, зачатый с помощью ЭКО.
Дмитрий Оскарович Отт взрастил несколько поколений замечательных учеников. До революции врачами-акушерами были только мужчины, причём они пользовались особыми привилегиями – им, например, полагалась бесплатная прислуга. Потом привилегии отменили и провозгласили равноправие полов, но лучшие традиции российского научного акушерства продолжаются. В том числе и в других известных питерских роддомах.
Кстати, по данным Петростата, с января по сентябрь 2021 года появились на свет 39 883 петербуржца. Чаще всего новорождённых называли Александром, Михаилом, Анной и Евой. Но давали младенцам и очень редкие имена: например Океана, Север, Ахиллес.
Светлана Яковлева, специально для «В кризис.ру»