Zemřel komunistický ministr vnitra Vratislav Vajnar (na snímku z 20. června 1983), bylo mu 92 let, uvedla Česká televize. Čelil obžalobě kvůli zákrokům pohraničníků v 80. letech.

Вратислав Вайнар, крупный функционер Компартии Чехословакии, министр внутренних дел ЧССР в 1983–1988 годах, умер вчера в возрасте 92 лет, сообщает Чешское ТВ. Последние годы он пребывал под судом по обвинению в убийствах. Но теперь со смертью преследование прекращается.

Происходил он из рабочей семьи промышленного Пльзеньского края. Подростком-школьником вынужден был работать на немецких оккупантов. После войны окончил профтехучилище в Праге, потом Экономический университет. В двадцатидвухлетнем возрасте, ещё при сталинистском режиме Готвальда, вступил в КПЧ. После армии работал на юрфаке Карлова университета, преподавал международное право в Военно-политической академии.

В партаппарате Вайнар считался перспективным кадром, числился в интеллектуалах. Это давало ему большие преференции: чехословацкая номенклатура отличалась болезненным пиететом к высокому умственному потенциалу.

С конца 1950-х по начало 1970-х Вратислав Вайнар служил по дипломатической линии. Состоял в делегации ЧССР на Генассамблее ООН, был секретарём чехословацкого посольства в Швейцарии. Внештатно сотрудничал с разведкой, имел характерный псевдоним «Мудрец». В подавлении Пражской весны прямо не участвовал, но вполне одобрил. С 1972 года пошёл на карьерный подъём: служил в международном отделе ЦК КПЧ, потом в аппарате генсека Густава Гусака. С 1981-го – член ЦК КПЧ. Заодно депутат Федерального собрания.

Почти два десятилетия правительство ЧССР возглавлял Любомир Штроугал. Сильный и хитрый политик счёл полезным, чтобы карательные органы возглавил «человек со стороны, со свежим взглядом». Дипломат Вайнар показался премьеру подходящим для этой роли. С 1983-го Вайнар возглавил МВД – ведомство полиции и госбезопасности.

Нельзя сказать, чтобы Вайнару многое удалось на этом посту. Он пытался «повысить оперативную эффективность», «добиться своевременного поступления информации», «пресечь нецелевое расходование средств, выделяемых на агентуру» и т.д. Но он не понимал коренной причины всех непорядков – общественного отторжения коммунистической охранки. Даже среди стукачей.

В качестве главы МВД Вайнар санкционировал жёсткие меры по охране госграницы. Не от нападений извне, а от побегов изнутри. Утверждённые министерством инструкции допускали стрельбу на поражение.

В 1988 году внутриаппаратное противоборство прервало карьеру Вайнара. Премьер Штроугал ориентировался на Перестройку в СССР. Но президент ЧССР Густав Гусак и новый генсек ЦК КПЧ Милош Якеш стояли на консервативных позициях, старались закрыться от перестроечных  перемен. Штроугал был отстранён от должности, Вайнар вместе с ним.

В ноябре 1989 года режим КПЧ пал под ударами Бархатной революции. Вайнар тихо ушёл на пенсию. Однако о нём не забыли, хотя очередь дошла не быстро. В чешской полиции есть специальный отдел по расследованию преступлений коммунизма. В 2019 году было возбуждено уголовное дело об убийствах на границе. К ответственности привлечены Штроугал, Якеш и Вайнар. Персонально экс-министру вменялась смерть трёх человек и ранение ещё троих. Всего с 1976-го по 1989-й при попытке вырваться из ЧССР погибли девять чехов и словаков.

Не было установлено личных приказов Вайнара открывать огонь или спускать собак. Но как глава МВД он знал, что такие приказы изданы ранее, остаются в силе и выполняются. Знал и не отменил.

97-летний Якеш умер в 2020 году. Вскоре прокуратура закрыла дело Штроугала и Вайнара под предлогом умственного ослабления в преклонном возрасте. Но Конституционный суд Чехии отменил прокурорское решение. Оба оставались в ясном уме и твёрдой памяти, вполне могли отвечать за свои прежние деяния. Процесс возобновился в пражском суде.

После того, как в феврале умер 98-летний Штроугал, под судом остался один 92-летний Вайнар. На апрельское заседание он не явился. Защита объяснила это физическим состоянием. Суд назначил дополнительное медобследование. Теперь его проводить не придётся. Так или иначе, трое коммунистических функционеров ушли из жизни обвиняемыми в убийствах.