Президент Франции Эмманюэль Макрон экстренно прибыл на тихоокеанский остров Новая Каледония. Его сопровождают три члена правительства – министр внутренних дел Жеральд Дарманен, министр обороны Себастьян Лекорню, министр заморских территорий Мари Гевену. Без непосредственного участия высших парижских властей не удаётся урегулировать ситуацию на этой заморской территории. Ещё вопрос, удастся ли им.

Массовые беспорядки, столкновения и погромы в Новой Каледонии продолжаются не первую неделю. (При том, что доход на душу населения в составляет здесь $35 тысяч – больше, чем в Греции, примерно как в России или Эстонии, не намного меньше, чем во Франции.) Причина – или повод… – новый избирательный закон, предоставивший право голосовать на новокаледонских выборах приезжим французам с десятилетним стажем проживания на острове. Радикальные организации островитян-канаков посчитали это ущемлением своих интересов в пользу белых-кальдошей. В результате уже убиты шесть человек, горят машины и школы, разграблены магазины, закрыт аэропорт Нумеа.

Мэр Нумеа Соня Лагард принадлежит к общине кальдошей, известна правыми взглядами и французским патриотизмом, состоит в партии Макрона. Но и она призвала президента повременить с избирательной реформой. Того же мнения французские оппозиционеры и лидеры Французской Полинезии. Но отступление будет означать демонстративную победу канакских радикальных националистов, чьи лидеры и активисты вовсе не отличаются расовой толерантностью к белым (хотя и полагают свою терпимость избыточной). Успех может сподвигнуть на продолжение. Кальдошская община имеет своих радикалов, которые такого не простят и имеют историческую память собственного вооружённого сопротивления.

В общем, задача перед Макроном и министрами стоит очень непростая. Они проводят интенсивные консультации с представителями гражданского общества Новой Каледонии. Предлагается учреждение специальной миссии для разрешения конфликта через диалог.