«Продолжается попытка цветной революции и свержения конституционного строя с помощью западных инструкторов». Фразы такого рода давно воспринимаются как несмешной анекдот. Исходит подобное от агрессивных диктаторских режимов, когда они охвачены страхом перед восстанием. Но в данном случае эту жвачку воспроизвёл не Путин, не Лукашенко, не Мадуро – президент Сербии Александр Вучич.
«Некоторые прибывают из западных стран, а некоторые с Востока, – продолжал он. – Мы будем терпеть это до определённого момента, после чего мы будем вести себя в соответствии с правилами, которые государство должно уважать». Запад и Восток интересны в этом соединении – по мысли Вучича, некие революционные агенты работали для Запада на Востоке, а теперь собрались в Сербии, на полпути между частями света (приходится изобретать что-то особое, дабы не повторять патентованных тиранов и малоумных агитпроповцев). А вот «определённый момент» – это уже более чётко. Вучич угрожает применить силу против студентов-демонстрантов, если они перекроют автомагистрали.
Обстановка в Сербии действительно напряжена. Но не западно-восточные инструкторы тому виной.
1 ноября 2024 года случилось обрушение бетонного навеса на железнодорожной станции в городе Нови-Сад. Погибли 14 человек. Выяснилось, что конструкция не ремонтировалась более полувека. Железнодорожные и строительные инстанции перекладывали вину друг на друга. Президент Вучич объявил национальный траур. На этом остановилось.
Общественность сочла ответственными мэра Нови-Сада Милана Джурича и премьер-министра Сербии Милоша Вучевича. С первым резоны понятны, второй был предшественником Джурича на мэрском посту. Оба принадлежат к правящей Сербской прогрессивной партии. От которой избрался в президенты Александр Вучич.
По всей Сербии поднялись возмущённые протесты. Требования естественны: не оставить без последствий трагическую гибель людей, не допустить повторения. В авангард вышли студенческие сообщества. Протестующие требуют отставки Джурича и Вучевича.
Премьер, разумеется, объявил, будто свергнуть его желают внешние силы (именно после обрушения в Нови-Саде). Его поторопилась поддержать Захарова от лица МИД РФ (этим давно всё равно). Теперь тем же языком заговорил Вучич. Что, в общем, объяснимо: политическое сближение с Владимиром Путиным никому ещё не прибавляло адекватности.
Виктор Фролинский, специально для «В кизис.ру»