Жителям оккупированного Крыма объявили, что мобильный интернет будет отключён до конца войны. Назначенный российский «глава» Аксёнов объяснил это «мерами безопасности». Якобы Украина использует связь «в своих интересах».

Похожее заявление ранее сделал министр цифрового развития Ульяновской области Ягфаров. Сослался на распоряжение федеральных властей. При этом местные СМИ отмечают, что интернет пропадает не только во время атак беспилотников. Отключения стали системными.

С 23 декабря проблемы начались и у жителей Новосибирской области. Перестали открываться даже сервисы из «белых списков», включая жизненно важные сайты и приложения.

Ещё летом стали нормой шатдауны в Краснодарском крае. Практически каждую ночь, а иногда и по несколько дней подряд связь пропадает. Кубань ближе к линии фронта, чем Поволжье, и имеет достаточно интересных объектов для ударов. Значит, блокировка до конца «СВО» вполне возможна.

Режим действует постепенно, приучая страну к жизни без Интернета. Параллельно в лояльных СМИ и телеграм‑каналах распространяют мифы о том, как «полезно иногда отключиться» и жить «реальной жизнью». МВД заботливо выпускает специнструкции: скачивать офлайн‑карты, держать наличные в кармане, записывать телефоны на бумажку.

Всё это складывается в единую картину: идёт планомерная подготовка к новой «суверенной» цифровой реальности, которая на деле означает её отсутствие. И выборочные шатдауны — лишь прелюдия. С марта 2026 года Роскомнадзор получит право полностью изолировать российский интернет.