604-е пленарное заседание завершило осеннюю сессию Совета Федерации. Перед своими «сенаторами» выступил Владимир Путин. Напомнил, как 25 лет назад по его приказу форматировалась палата. Председательница СФ Валентина Матвиенко напомнила, сколько сделано «сенатом» во имя диктатуры Путина. Военные преступления — захват Крыма, интервенцию на Донбассе, развязывание против Украины полномасштабной «СВОшной» войны — перечислила отдельно. Как для будущего суда.
Одними воспоминаниями сессия не ограничилась. Утвердили закон, отменяющий обязательное ежегодное декларирование чиновных, депутатских и «сенаторских» доходов. Неделю назад этот акт вотировала Госдума. Осталась путинская подпись. Интересно, что фактическое законодательное засекречивание денежного содержания хозяев совпало с публикацией идеологической статьи о «мессианской» сути государства. И сегодня верхняя палата постаралась быть на уровне: Совфед рекомендовал лавровскому МИДу развивать отношения с Америкой.
Закон, отменяющий декларации о доходах, вступает в силу с Нового года. Нельзя сказать, чтобы властные деньги окутывались совсем непроницаемой тайной (такого и в Америке не поймут). Но даже декларации были сугубой формальностью. На самом деле они мало что отражали. Теперь же будет невнятная даже по названию «система постоянного автоматизированного мониторинга». Декларации понадобятся в редких случаях: обретение новых полномочий, смена должности, включение в федеральный кадровый резерв.
В целом же решено впредь не потворствовать нездоровому любопытству, не давать поводов для журналистских расследований и вообще не разжигать социальную ненависть. Хозяева желают спокойствия. Засекретить спокойней и будет.
На другую тему выступил перед «сенаторами» министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Его ведомство, равно как и он сам, отодвинуты от реального проведения внешней политики. В последнее время это стало особенно заметно: путинский помощник по данному профилю Юрий Ушаков резко вышел из тени. Однако для парламентских речей министр пока годится. Выслушав Лаврова, члены СФ рекомендовали министерству «продолжить работу над восстановлением полноформатных отношений, выстраивать диалог с Соединёнными Штатами Америки с учётом российских интересов».
Особо подчёркнуто «устранение первопричин украинского конфликта». Звучит двусмысленно, ибо коренная первопричина — существование путинского государства. Получается, «сенаторы» поручили дипломатам устранить себя.
Надо заметить, Лавров описал сложности российско-американских отношений. Говорил о наращивании американских санкций, о «политизации Договора о нераспространении ядерного оружия». Однако очевиден общий курс администрации Дональда Трампа, проникнутый иллюзорно-малоумным расчётом на «сделку» с Кремлём. Побудительные мотивы — вопрос другой. Это могут быть идеологические симпатии трампизма к путинизму. Собственные империалистические амбиции трамповского Вашингтона, нуждающиеся в легитимации через путинский разбой. Наконец, элементарная некомпетентность деятелей вроде Стива Уиткоффа и самого Трампа.
Кремлёвка в целом пока довольна Белым домом. Фарт выпал редкий. В песенке лисы Алисы внятно перечисляются те, на кого «не нужен нож». Но получить в заокеанском партнёре одновременно хвастовство, жадность и глупость — о таком могли ли мечтать?
Притязания на альянс путинской России с Америкой, даже трамповской, смотрятся весьма комично. Особенно когда в дружественный пляс перед США пускаются деятели типа Александра Дугина, десятки лет внушавшие «Америка наш враг!» Не всеми забыты и тезисы Николая Патрушева времён его совбезовского могущества: дескать с покладистой Европой давно бы договорились, если бы не Америка… В точности наоборот сегодняшнему официозу про миролюбивую Америку и злобную Европу. Любопытно было бы теперь послушать на эту тему путинского корабельного помощника.
В 1939 году советские комсомольцы, в шоке от внезапной сталинско-гитлеровской дружбы, подчас требовали объяснений. Хотя бы от лекторов. Теперешним всё фиолетово. Враг так враг, друг так друг. Это же не декларация о доходах, можно и объявить.
К тому же в присутствии Путина. «Приверженность бесценна», — сказал диктатор. А персональный состав может и обновляться. Каждый предпочёл бы, чтоб начали не с него. Это тоже усиливает приверженность.
Такие учреждения, как СФ, вообще «парники преданности». Не в доходах дело и не в Америке. А в том, что повязаны намертво — Матвиенко не зря перечисляла. И на улицу глядеть страшновато.
Виктор Тришеров, специально для «В кризис.ру»
