Пару последних дней президент США являет относительную адекватность. Мир отвык от этого и несколько ошарашен. «Смена режима, как бы вы это ни называли, лучше, чем то, что есть сейчас. Хуже уже не будет», — заявил Дональд Трамп. Нашёл слова и для Делси Родригес, вынужденной преемницы арестованного американцами венесуэльского диктатора: «Если она не поступит правильно, ей придется заплатить очень высокую цену. Вероятно, больше, чем Мадуро». Неплохо сказано. Вопрос, будет ли сделано.

Упомянутый Николас Мадуро доставлен в бруклинский Центр содержания под стражей. Американский аналог российского «иваси» — ИВС, изолятор временного содержания. Завтра свергнутый экс-президент и его жена Силия Флорес предстанут перед федеральным судом Манхэттена. Нечто вроде заседания по мере пресечения. Затем, вероятно, тюрьма. И длительный судебный процесс по обвинениям в наркотрафике и терроризме.

Главным проводником трамповского курса на венесуэльском направлении считается госсекретарь Марко Рубио. Именно он возглавит американскую «группу управления» Венесуэлой. Так, во всяком случае, предполагается, если такая группа действительно будет создана. Заявлена и позиция: «Вы не можете превратить Венесуэлу в операционный центр для Ирана, России, “Хезболлы”, Китая или кубинских агентов разведки», — предупредил госсекретарь ту же Делси Родригес. И дал понять: время на раздумья быстро истечёт.

Сегодня Рубио поговорил с журналистами. Объяснился по некоторым процедурным неясностям — к примеру, администрация не обязана была информировать конгресс. Зачем? «Это же не вторжение. Это не война против Венесуэлы». Обыкновенное мероприятие правоохранительных органов против наркомафии. Данный тезис — ключевое обоснование операции «Абсолютная решимость».

Слабовато, однако, прозвучало другое объяснение. Почему арестовали одного Мадуро, пропустив министра внутренних дел Диосдадо Кабельо и военного министра Владимира Падрино Лопеса. Ведь оба официально в розыске, за обоих объявлена награда: $25 млн в первом кейсе, $15 млн во втором. Долго, дескать, было бы возиться, отвечал Рубио, а шуму много и так. Странный довод. Ну, задержались бы на час-другой. Откровенно говоря, не все поверили, будто дело в этом. А подозрений и так хватает.

США не считают легитимными нынешние власти Каракаса. Даже без Мадуро. Это прозвучало от Рубио более-менее чётко. Но тогда непонятно, что за кивки да жесты делаются в сторону Родригес. И что задумано дальше. Не брошена же тема на первых шагах?! Есть уже и такая версия.

Появились комментарии в духе: Трамп убрал Мадуро, но оставил режим Мадуро. Ещё как замечена пренебрежительная оценка лидера венесуэльской демократической оппозиции Марии Мачадо. «Милая женщина, но её не уважают», — сказал американский президент. Многие возмутились: с чего он это взял?! Увы, не на ровном месте. Уважают — силу. Тем более в такой стране, как Венесуэла. Сила же — это командование вооружёнными людьми. Не обязательно в форме с удостоверениями. Но выполняющими приказ.

Это есть у Трампа. Есть у Кабельо и Падрино, хоть они и не решились использовать при слишком очевидном соотношении сил. Но у Мачадо нет. К Нобелевской премии не прилагается.

Пусть туманно, но Трамп намекает на согласие иметь дело с постмадурским правительством. Одесную и ошуюю от врио президента Делси Родригес стоят председатель Национальной ассамблеи Хорхе Родригес (по совместительству старший брат) и куратор карательного аппарата Диосдадо Кабельо. Рядом военный министр Владимир Падрино Лопес, министр иностранных дел Иван Хиль Пинто, секретарь правящей Единой соцпартии Нахум Фернандес. Шок отходит, группировка устаканивается. Может возникнуть впечатление, будто вашингтонский Белый дом пускает на самотёк процессы в каркасском Мирафлоресе. Рассчитывая на вменяемость, инстинкт самосохранение и на благодарность за избавление от взбаламошного начальника. Сомнительны эти расчёты.

Ситуация в Венесуэле сложна. По-тревожному многокрасочна. Неподдельно уличное ликование, ненависть к Мадуро, отторжение Уго Чавеса — основателя чавистской утопии, выродившейся в мадуристскую жуть. Но очевидна оглядка. Люди понимают: в любой момент может быть пущен в ход силовой аппарат режима. Убивать они готовы, многократно проверено. Мария Мачадо не сможет этого предотвратить. Уважают ли, не уважают, вопрос другой. Но — знают. Будь рядом Оскар Перес… но капитан погиб. Хосе Чапарро с батальоном «Боливар» сражаются на другом континенте. Все же виды мирного протеста применялись и кончались поражением.

Празднующих снос Мадуро сейчас не разгоняют. Сдерживает страх перед второй ударной волной. Но страх пройдёт, если убедятся, что больше Трамп бить не будет и можно бить самим. Прояснение — дело ближайших дней, если не часов.

Мир раскололся по новой. Комичные плачи про нарушение международного права и прочий гретинизм можно вынести за скобки. Понятна истерика правящих кругов РФ (очень, впрочем, почтительная в отношении Трампа) и Кубы (этнический кубинец Рубио дал понять — вопрос на очереди). Понятно озлобление в Пекине (рано списали Штаты со счетов в схватке за Тайвань). Совместно возмутились левые правительства Бразилии, Чили, Колумбии, Мексики, Уругвая и Испании. Но и германский канцлер Фридрих Мерц комментирует весьма двусмысленно. Сильно недоволен французский президент Эмманюэль Макрон. Не говоря об испанском премьере-социалисте Педро Санчесе. Кстати, голос Испании в латиноамериканских делах традиционно принято слышать. Впрочем, Трампу до тапких традиций дела нет.

С другой стороны, Трампу и Америке аплодируют Биньямин Нетаньяху в Израиле, Джорджа Мелони в Италии, позитивно отзывается британский премьер Кир Стармер. Особо существенно — президент Украины Владимир Зеленский. От него последовала рекомендация обратить взор не только на Кубу. Кое-где выдумывают атаки на свои резиденции — можно сказать, сами просят.

Наворачивается какой-то сумбур. Как везде и всегда, если Трамп грезит о сделке. Теперь с наследниками Мадуро. Вновь разглагольствует об изыскании огромных богатств, теперь нефтяных. Аналитики сомневаются, рискнут ли американские компании работать в стране, балансирующей на грани войны, с начисто аннулированной законностью. Зато Трамп всё уже за них решил. Как раньше с редкоземельными металлами в Украине. Если кто помнит.

Шатается в шоке движение MAGA. Что такое, кем же оказался Трамп?! Обещал, что мы никуда больше не суёмся, ничего не тратим, будем только получать, даже записал это в стратегию нацбезопасности, а сам… Президент оправдывается: мол, Мадуро угрожал Америке, а теперь ещё с нефти табаш возьмём. Но что наглядно продемонстрировано — какая же мощная машина в руках американского президента. Даже за год, даже Дональд Трамп со своим величием не сумел привести в негодность. Крепко же задумываются в Москве, наблюдая беспомощность мадуровской армии, оснащённой российским оружием.

Судьбы права, растоптанного в первой четверти текущего века, зависят от судеб силы. Силовые аннигиляции режимов, подобных мадуристскому — залог возвращения права. Иных путей не просматривается. Каракас может стать рубежом-отсечкой. Если не врубать задник со сделками. Если доводить до результата.

Роман Шанга, специально для «В кризис.ру»

2 комментария для “Право и решимость над Каракасом”
  1. […] Недвусмысленная угроза из Белого дома: «Ей будет хуже, чем Маудро» — в Мирафлоресе явно услышана. Родригес сменила тон. «Мы приглашаем власти США к совместной работе над повесткой двустороннего сотрудничества. Наши народы и наш регион заслуживают мира и диалога, а не войны», — пафосно обратилась она к американскому президенту. Уважительные отношения с Америкой назвала своим приоритетом. Как это соотносится с политической репутацией Родригес, не очень волнует Трампа. Достаточно, что ему выражено почтение. […]

  2. […] главаря. Уличное ликование в Каракасе испарилось, толком не развернувшись. Скопления быстро рассеиваются полицейскими и […]

Обсуждение закрыто.