Мир обсуждает письмо президента США премьер-министру Норвегии. Дональд Трамп возмущён отказом в Нобелевской премии мира — ему, который в своём воображении «остановил более восьми войн». В этой связи Трамп более не считает себя обязанным думать о мире и переключается на то, что считает выгодным для Америки, которую персонифицирует в собственном лице. А потому: «Полный и Тотальный контроль над Гренландией». Норвежский премьер Йонас Гар Стёре подтвердил: письмо получено.
Вообще-то Трамп не склонен вдаваться в историю. Но в данном случае он обосновал претензии на Гренландию из глубины веков. Опроверг датские права: «Всё сводится лишь к тому, что туда сотни лет назад причалило одно судно». Утвердил права американские: «Но и у нас туда тоже причаливали суда». А значит, будет Гренландию брать. «По-хорошему или по-плохому».
Солидарны с Данией европейцы. Но Евросоюз явно пребывает в отпаде. Особенно после трамповских угроз придушить тарифами трансатлантическую торговлю. «Неправильный способ разрешения разногласий внутри альянса, — с англосаксонской корректностью заявляет премьер-министр Великобритании Кир Стармер. — Партнёрство не означает отказа от принципов. Британские ценности не были придуманы наспех, терпеливо формировались временем, и защита этих ценностей имеет принципиальное значение. Статус Гренландии определяют исключительно народ Гренландии и Королевство Дания».
Союз с Америкой аксиоматичен для британцев. Стармер подчеркнул это вновь. Дружелюбно перечислил инициативы Трампа, поддерживаемые Лондоном — урегулирование в Газе, например. Однако даже британцы в гренландском вопросе однозначно на стороне Дании. Тем более континентальные западноевропейские правительства: «Германия и Франция согласны: мы не позволим себя шантажировать», — заявляет министр финансов Германии Ларс Клингбайль. С ним согласен французский коллега Ролан Лекюр: «Шантаж между странами, которые двести пятьдесят лет были союзниками, шантаж между друзьями — это совершенно неприемлемо».
22 января лидеры ЕС съезжаются на экстренный саммит — обсудить ответные меры в торгово-тарифной войне за Гренландию. В авангарде президент Франции Эмманюэль Макрон с «антипринудительным инструментом», он же «торговая базука» — ограничение доступа американцев к европейским тендерам, инвестициям, финансовым операциям, сервису. Но непохоже, чтобы подобное могло остановить американского президента. Если только остановится сам, внезапно охладев к гренландским льдам. С ним такое бывает.
Трамп упёрто повторяет: Гренландия стратегически необходима для американской безопасности. Иначе, дескать, величайший в мире остров обречён на российский и китайский захват. Вынесем за скобки обычную трамповскую чушь типа «я сделал для НАТО больше всех в истории, поэтому теперь etc». Милосердно пропустим исторические изыскания, какие туда ходили суда. Оставим даже самоочевидный довод: никто и ничто не мешает Америке укреплять военный контроль над Гренландией в рамках НАТО и сотрудничества с Данией.
Как и было десятки лет. Пока Трамп не возжелал показать своё силовое доминирование. Он это любит — там, где не рискует: с Данией, с Венесуэлой… Но не с Ираном, к примеру. Однако обратим внимание на другое.
В России, против которой якобы задумана американская аннексия Гренландии, нескрываемо обрадованы происходящим. Явно держат сторону Трампа против Дании и Европы. Почти откровенно подзуживают. Разве что чувашский депутат от КПРФ Александр Андреев в крещенской купели поднял плакат: «Гренландия, мы с тобой!» Решил таким образом «продемонстрировать солидарность с трудящимися массами эскимосов в их противостоянии с американским империализмом». Что же до Китая: «Мы призываем США прекратить использовать так называемую “китайскую угрозу” в качестве предлога для преследования собственных интересов», — говорится в заявлении МИД КНР. А так-то давайте, действуйте.
В поддержку Дании, за суверенитет Гренландии, не выступили ни Москва, ни Пекин. Не удивительно — в крымском или тайваньском контексте. Путин и Си Цзиньпин однозначно выигрывают от американо-европейского конфликта, учинённого на ровном месте.
И конечно, отвлечение от войны в Украине. Трамп много раз повторял: думал, эта тема будет легче всех. А оказалось — ну надо же! Тяжело, а главное, совершенно всё непонятно. Что за люди, почему и зачем воюют. Ведь им же за это не платят?! Не по Трампу тема. Надо оттянуться на чём-то попроще. Дания годится как противник, Гренландия хороша как приз. А с Украиной и Россией пусть европейцы разбираются. Всемогущий Трамп туда их уже и отправил открытым текстом. Без судов.
Виктор Фролинский, специально для «В кризис.ру»
