Повышение ставок по валютным вкладам — тренд последнего месяца, указывает старший экономист Альфа-банка Наталия Орлова, банки озаботились созданием подушки валютной ликвидности.
В числе первых доходность валютных вкладов пересмотрели крупнейшие банки: Сбербанк на прошлой неделе повысил ее на 0,5% годовых, Банк Москвы — на 0,2-0,8%, а вчера к ним присоединился «ВТБ 24» (+0,8% по депозитам в долларах).
Одновременно банки продолжают снижать привлекательность рублевых вкладов. «ВТБ 24» уменьшил их доходность на 1 п. п., Сбербанк — на 0,6-1,75 п. п. Максимальные ставки по валютным и рублевым вкладам у госбанков почти сравнялись: у «ВТБ 24» — 5,1 и 7% годовых, у Сбербанка — обе по 6%.
«Сбербанк решил повысить ставки по валютным вкладам, потому что сейчас есть повышенный спрос среди корпоративных заемщиков на доллары, и этот спрос не уникален для Сбербанка», — рассказывает зампред правления Антон Карамзин. Он отмечает, что Сбербанк находится в русле рыночных тенденций: сейчас дефицит долларовой ликвидности и избыток рублевой. По его словам, доллары, как валюта с относительно низкой процентной ставкой, сейчас пользуются спросом у заемщика, но удовлетворить этот спрос на внутреннем рынке становится сложнее, потому что и розничные вкладчики, и компании доллары в банках почти не хранят. Такое поведение клиентов он объясняет тем, что доллар до последнего времени падал и вкладчики перевели существенную часть сбережений в рубли.
Его слова подтверждает статистика Агентства по страхованию вкладов (АСВ), согласно которой доля валютных вкладов неуклонно снижается с середины 2009 г.: за январь — июнь она снизилась с 26,4 до 21,5%, а к концу года АСВ ожидает 17-19%.
Спрос на валютные кредиты при этом растет, отмечает Орлова, в том числе из-за грядущих налоговых изменений.
Банки пытаются удержать долю валютных пассивов соизмеримой с валютными активами, оттого и стараются подогреть интерес граждан повышением ставок, полагает заместитель гендиректора АСВ Андрей Мельников.
Население же брать валютные кредиты не хочет — люди слишком напуганы девальвацией конца 2008 — начала 2009 г.