Ядерная доктрина администрации президента США Барака Обамы претендует на революционность: в ней впервые прямым текстом объявляется, что отныне главной угрозой для США является не противостояние ядерных держав, а угрозы попадания ядерного оружия в руки террористов и распространения ОМУ.
Ядерную доктрину конгресс США требует от каждой администрации США, свою доктрину администрация Обамы представила во вторник.
Хотя подготовка доктрины и задержалась (первоначально заявлялось, что она будет представлена в декабре, потом срок сдвинулся на март), появилась она исключительно вовремя — в преддверии подписания с Россией нового договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ), вашингтонского саммита по ядерной безопасности и нью-йоркской конференции по выполнению Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).
Новые приоритеты
О выходящей на первый план угрозе ядерного терроризма Обама говорил уже давно. Это же нашло отражение и в ядерной доктрине страны.
"Ядерная доктрина США, разработанная министерством обороны, заявляет, что главной угрозой для США и международной безопасности отныне является не ядерное противостояние держав, а ядерный терроризм со стороны экстремистов и распространение ядерного оружия во все большем количестве государств", — говорится в заявлении президента, посвященном доктрине.
Обама подчеркнул, что в связи с этим США отказываются от наращивания ядерного потенциала.
"США не будут проводить ядерные испытания и будут добиваться ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). США не будут создавать новых ядерных боеголовок и осуществлять военные миссии, направленные на увеличение ядерного потенциала", — заявил президент США.
Сами США до сих пор не ратифицировали ДВЗЯИ.
Министр обороны США Роберт Гейтс на специальной пресс-конференции по случаю представления доктрины подробно остановился на конкретных действиях США в рамках новой концепции.
В первую очередь, отныне система ядерных вооружений США будет построена на использовании прежних разработок.
"Замена ядерных компонентов будет требовать специального разрешения от президента", — сообщил глава Пентагона.
Отказавшись от главенствующей роли атомного оружия, администрация США намерена взамен развивать неядерные вооружения, в том числе систему противоракетной обороны, против которой неоднократно протестовала Россия.
"Мы продолжим развивать неядерные вооружения, включая противоракетную оборону для защиты нас, наших партнеров и союзников", — заявил Гейтс.
Более того, США пошли дальше в ядерном самоограничении, заявив, что не станут использовать ядерное оружие против не обладающих им государств даже в случае биологической или химической атаки.
"Если другое государство использует против нас биологическое или химическое оружие, его ждет разрушительный военный ответ", — пояснил Гейтс.
Вместе с тем он отметил, что США оставляют за собой право пересмотреть эту позицию, если химическая или биологическая атака поставит США в критическую ситуацию.
Новые друзья
В связи со сменой приоритетов и отказом от риторики "холодной войны" представители администрации США заявили, что прежде враждовавшие друг с другом ядерные державы теперь сталкиваются с общими проблемами, а потому должны сплотиться.
В частности, еще до публикации доклада США выражали надежду на продолжение переговоров с РФ о дальнейшем сокращении ядерных потенциалов и по контролю за вооружениями. Диалог планируется начать после ратификации договора по СНВ.
"Этот диалог будет касаться не только стратегических вооружений, но также нестратегических и неразвернутых ядерных вооружений", — говорится в подготовленном Пентагоном обзоре ядерной доктрины.
Оговоренные договором по СНВ объемы вооружений отражены в ядерной доктрине США, отмечается в обзоре.
"США продолжат двусторонний диалог на высоком уровне с Россией и Китаем, нацеленный на более стабильные и прозрачные стратегические отношения", — указывается в документе.
Говоря о диалоге с Россией, и госсекретарь США Хиллари Клинтон, и ее заместитель по вопросам нераспространения Эллен Тошер заявили, что готовы сотрудничать с РФ по всем направлениям, включая и противоракетную оборону, и ждут ратификации договора по СНВ и переговоров о дальнейшем сокращении вооружений.
"Неудивительно, что Россию продолжает беспокоить проблема ПРО. Мы неоднократно пытались разъяснить России роль ПРО… И мы много раз предлагали России возможность сотрудничества", — сказала Клинтон.
Тошер была эмоциональней: "Я нахожусь под сильным впечатлением от готовности России после ратификации договора по СНВ обсуждать дальнейшие сокращения вооружений. У нас очень большая программа и очень много сфер сотрудничества".
Сложнее обстоят дела с Китаем, отношения с которым и так развиваются в последнее время у США отнюдь не гладко.
Накануне обнародования ядерной стратегии в СМИ неоднократно появлялись сообщения со ссылками на представителей администрации о том, что непрозрачность ядерных разработок КНР заставляет задуматься о стратегических планах этой страны.
Тем не менее, эта тема в заявлениях официальных лиц, посвященных доктрине, не акцентировалась.
Говоря о предстоящих в апреле и мае конференциях по вопросам нераспространения, президент США Барак Обама был настроен оптимистично.
"Наш ядерный саммит на следующей неделе станет возможностью для 47 государств предпринять конкретные шаги для реализации нашей цели — обеспечения безопасности всех ядерных материалов по всему миру в течение четырех лет", — говорится в заявлении Обамы.
Что касается предстоящей в мае в Нью-Йорке конференции по выполнению Договора о нераспространении ядерного оружия, то, по словам Обамы, предполагается расширить количество стран, с которыми предстоит работать над усилением режима нераспространения — "чтобы быть уверенными в том, что все страны следуют своим обязательствам".
Новые враги
Ядерная доктрина определяет не только друзей, но и врагов, и стратегия Обамы не стала исключением.
Накануне в интервью газете New York Times американский лидер сказал, что, при всем мирном настрое Соединенных Штатов, Иран и Северная Корея не могут чувствовать себя в безопасности, поскольку злостно нарушают международные обязательства и развивают ядерные программы.
"Мы хотим быть уверенными в том, что можем продолжать двигаться к меньшей роли ядерного оружия, а также в том, что наши обычные вооружения являются эффективным инструментом во всех ситуациях, кроме самых экстремальных", — цитирует издание слова Обамы.
Президент сообщил, что стратегия значительно сокращает список ситуаций, в которых США могут применить ядерное оружие, в том числе и ситуаций, в которых речь идет об обороне.
Вместе с тем, отметил Обама, не могут чувствовать себя в безопасности "аутсайдеры вроде Ирана и Северной Кореи", нарушившие международные обязательства и развивающие свои ядерные программы.
"Нынешняя ситуация в Иране такова, что они смогут получить ядерное оружие", — считает Обама, не уточнив, о каких сроках идет речь.
Эту тему развил во вторник Роберт Гейтс.
"Ядерная доктрина содержит в себе серьезный призыв и к Ирану, и к Северной Корее… Мы делаем исключение для стран вроде Ирана и Северной Кореи, не соблюдающих принципы Договора о нераспространении. Так что, фактически, все варианты возможны, когда дело касается стран в этой категории, равно как и игроков, не являющихся государствами, но которые могут получить ядерное оружие", — заявил Гейтс.
Разработка новой ядерной доктрины с самого начала президентства Обамы была одним из главных внешнеполитических приоритетов главы государства. И хотя республиканцы уже успели назвать ядерную доктрину "утопической", она является еще одним выполненным обещанием президента.
"Моя администрация предпринимает важный шаг, который я обещал сделать еще в Праге — уменьшить роль ядерного оружия в нашей национальной стратегии безопасности и сосредоточиться на снижении уровня ядерных угроз 21-го века, одновременно поддерживая безопасную и эффективную политику ядерного сдерживания Соединенных Штатов, наших союзников и партнеров, пока существует ядерное оружие", — так сформулировал основную задачу своей доктрины американский президент.