Россия и Европа нуждаются друг в друге, но им требуется партнерство, а не интеграция, утверждает Серджио Романо на страницах Corriere della Sera, отвечая на вопрос читателя. Серджио Романо пишет, что Россия, безусловно, европейская страна, но она чрезвычайно отличается от стран Центральной и Западной Европы.
История, сформировавшая характер русского народа, — это история бесконечных походов в Восточную Европу и Азию. Ее политической культуре свойственно сочетание агрессивности и страха, и именно оно сегодня характеризует внешнюю политику России. Русские создали свою национальную самобытность, присваивая черты завоеванных народов и народов, которые на определенных этапах истории завоевывали Россию.
В современную эпоху нет других колониальных империй, которые бы настолько переняли черты завоеванных ими народов, полагает журналист. Нет и другой страны, которая бы протянулась на 11 часовых поясов, стоя одной ногой у Черного моря, а другой — у Баренцева, которая бы граничила с Финляндией на западе и с Северной Кореей на востоке. Вряд ли верно предположение, что такую страну можно удержать в определенных рамках и заставить жить по Хартии прав.
Лиссабонский договор, продолжает Романо, опасно иллюзорен. Русским это известно, и у них нет никакого желания отказываться от самих себя и становиться частью того, что Поль Валери назвал европейским полуостровом евроазиатского континента. Политический класс России осознает, что Центральная и Западная Европа — это необходимая модель политической и экономической модернизации. Так было раньше, так будет и впредь. Россия и Европейский союз могут прекрасно сосуществовать благодаря двустороннему сотрудничеству во всех возможных областях. Они нужны друг другу, но для обеих сторон предпочтительнее партнерство, а не интеграция, заключает автор статьи.