Волна пессимизма вновь накрыла Министерство финансов. Его глава Алексей Кудрин заявил вчера на открытии первого Российского экономического конгресса, что «экономический кризис еще далек от завершения, несмотря на некоторые оптимистичные показатели экономики». Еще месяц назад казалось, что Кудрин надолго вступил в ряды оптимистов, заявлявших, что Россия вышла из рецессии.
Сообщения о скором выходе страны из рецессии, да и из кризиса вообще, в последнее время сыпались от исполнительной власти как из рога изобилия. Алексей Кудрин в октябре на форуме в Санкт-Петербурге в позитивном ключе прогнозировал развитие экономики: вероятность второго этапа кризиса очень низка. В середине ноября замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач сообщил, что ВВП России в следующем году сможет подняться более чем на 3%. Некоторые аналитики также вторили властям, заявляя, что «в экономике наметились некоторые положительные тенденции».
Поэтому и от открытия первого Российского экономического конгресса мало кто ожидал печальных заявлений. Но они прозвучали. «Мне кажется, что дно кризиса еще будет растянутым», — заявил вчера Кудрин. По его словам, сейчас ряд фундаментальных экономических показателей остается слабым. Алексей Кудрин подчеркнул, что после некоторого улучшения экономики «не все пузыри сдулись». Министр отметил, что все еще существуют «плохие» долги, растет безработица, а положение внешней торговли остается тяжелым. «Россия на 30—50% сократила торговый оборот со своими партнерами, ситуация до конца не разрешилась», — подчеркнул Алексей Кудрин.
По мнению главы Минфина, российской экономике не удалось избежать последствий ни завышенного курса рубля, ни выбранной правительственной тактики его постепенного ослабления. «Мы допустили самое глубокое укрепление валюты из стран «большой двадцатки» — это как раз первый признак нашей сырьевой зависимости», — констатировал Кудрин. Он также признался, что проблемой для экономики в тучные годы стало не изобилие нефти, а трата денег. Именно «копилка» в виде Стабфонда и спровоцировала чрезмерное укрепление рубля. «Это способствовало снижению нашей конкурентоспособности. Меры, которые мы приняли, были половинчатые. Надо было следовать более жестко», — сообщил министр финансов.
Важнейшие макроэкономические показатели служат подтверждением минфиновского пессимизма. По данным Минздравсоцразвития, за последнюю неделю безработица увеличилась на 0,4%. Согласно данным Росстата, за январь—октябрь товарооборот сократился на 5,7% к аналогичному периоду прошлого года. За десять месяцев этого года в страну поступило на 27,8% меньше иностранных инвестиций в сравнении с этим же периодом 2008 года. Промышленное производство продолжает катиться вниз. Росстат констатирует: в октябре спад ускорился и составил 11,2% по отношению к октябрю 2008 года. Причем в сентябре промпроизводство упало на 9,5%.
«За ноябрь показатели уже ясны, правда, они обнародованы не для широкой публики, а для служебного пользования экономического блока правительства. Там уже знают, что ноябрь был месяцем, за который ничего хорошего не произошло», — считает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. «Пока следует констатировать, что восстановление экономики идет достаточно медленно, поскольку импортозамещение не работает», — отмечает главный экономист Дойче Банка Ярослав Лисоволик.
Г-н Николаев указывает, что не спасает и «эффект низкой базы». «В октябре, если бы намечался поворот к росту, должен был сказаться этот эффект, поскольку в острую фазу кризиса экономика начала входить со второй половины октября 2008 года», — считает Игорь Николаев. По его словам, благодаря этому некоторые показатели могли бы вполне прилично смотреться, но даже этого не произошло и ни о каком росте сейчас не может быть и речи.
Положение финансового сектора, основного источника восстановления промышленности и потребительского спроса, также смущает аналитиков. Вчерашний беззалоговый аукцион Банка России по предоставлению шестимесячных кредитов без обеспечения на сумму до 5 млрд руб. признан несостоявшимся из-за отсутствия заявок. Как сообщил РБК daily первый зампред ЦБ Геннадий Меликьян, в ноябре существенно выросли объемы кредитования предприятий-нерезидентов, то есть российские банки не доверяют отечественным заемщикам (подробнее см. с. 6).
Г-н Лисоволик отмечает, что укрепление рубля должно снизить проблему роста «плохих» долгов, в то же время он задается вопросом, насколько быстрым будет выход экономики из кризиса. Вся надежда по-прежнему на нефтедоллары. «Необходимо время, в течение которого высокие цены на нефть начнут воздействовать на общие объемы спроса и восстановление экономики. В целом потребуется еще как минимум один или даже больше кварталов, чтобы финансовое положение реального сектора укрепилось, чтобы пошел рост кредитования и других секторов экономики», — резюмирует Ярослав Лисоволик.