Приобретение Opel — рискованный гамбит для Москвы, утверждает The Financial Times. Если "Сбербанк" и Magna International действительно купят одну из крупнейших в Европе автомобилестроительных компаний, это будет одна из самых необычных сделок, порожденных глобальным экономическим кризисом, отмечают авторы статьи Джон Рид, Кэтрин Белтон и Бернард Саймон.
Преимущества для России — низкая цена Opel и возможность воскресить российскую автомобильную промышленность, обогатив ее новыми технологиями. "Располагая гарантиями европейских властей в размере 4,5 млрд евро, финансовой поддержкой "Сбербанка" и благословением Кремля, Magna поможет реконструировать крупную долю российской автомобильной промышленности, ныне стоящую на грани банкротства", — пишет издание. Magna предлагает Opel "перерасти" проблемы путем агрессивной экспансии в России.
"Гамбит в равной мере отважный и рискованный", — утверждает издание, напоминая, что недавно Путин в ультимативной форме потребовал, чтобы компания Renault финансово поддержала "АвтоВАЗ" как владелец 25% акций этого предприятия. В текущем году российский авторынок сократился более чем вдвое, и профильное министерство ожидает восстановления внутреннего спроса до докризисного уровня не ранее 2014 года.
"Подробности планов деятельности Opel в России, составленных Magna, толком неясны — особенно для сделки, в ходе которой GM, ныне контролируемая администрацией США, продает свое зарубежное подразделение, а главными кредиторами вскоре станут налогоплательщики стран ЕС", — пишет газета. Ранее российские власти намекнули, что "Сбербанк" продаст свою долю "ГАЗу", где Magna уже присутствует благодаря партнерству с Дерипаской. "Но, поскольку у России еще нет плана по спасению автопромышленности в целом, пока непонятно даже то, где окажется производство Opel", — пишет газета.
У кого именно родилась идея сделки, до сих пор загадка, утверждает издание. По мнению информированных источников, глава "Сбербанка" Герман Греф не стал бы действовать, не имея безоговорочного одобрения официальной Москвы. Со своей стороны, Magna и ГАЗ давно поддерживают связи с GM. Года два назад GM начала обсуждать с ГАЗом перспективу производства бюджетного автомобиля в России, но в прошлом году проект был отложен.
На Opel нашлись и другие покупатели: так, глава Fiat Серджио Марчионне предлагал объединить его со своим автомобильным подразделением и Chrysler, но GM отказала из-за альянса с Chrysler и требований Марчионне включить в сделку прибыльные латиноамериканские подразделения. В Германии профсоюз работников Opel и правительство Меркель незамедлительно поддержали заявку Magna, так как она предполагает сохранение рабочих мест на заводах Opel в Германии. По мнению немецкого эксперта Александра Рара, свою роль сыграли вера Германии в надежность "Сбербанка" как государственного учреждения и развитие деловых отношений Меркель с Медведевым.
Однако переговоры вскоре застопорились: у GM сложилось впечатление, что Magna предлагает слишком низкие отчисления за интеллектуальную собственность Opel в будущем и требует неограниченного доступа к глобальным технологиям. По словам информированных источников, "Сбербанк" хотел получить контроль над всей деятельностью компании на территории бывшего СССР, в том числе над совместным предприятием в Узбекистане и петербургским заводом, который принадлежит южнокорейскому совместному предприятию GM Daewoo. Руководство GM настороженно относится к Дерипаске.
"После долгих переговоров Magna пошла на компромисс по вопросу авторских отчислений и сократила размах своих российских планов", — сообщает газета. GM также планирует совместно с ГАЗом развивать его собственное производство автомобилей. Однако, по мнению аналитиков, сделка чревата конфликтом между новыми мажоритарными акционерами Opel и GM, которая сохранит за собой 35% акций: последняя полагает, что делиться технологиями с ГАЗом можно лишь в ограниченном масштабе. "Тем временем ходят слухи, что российские власти консолидируют автопромышленность, как ранее уже сделали с авиационной", — пишет издание.
По мнению неназванного банкира, сделка с Opel в любом случае обрадует Москву, которая "заставила немцев предать их европейских партнеров". Что до Magna, то она давно стремится производить не только детали, но и автомобили в целом: еще в 2007 году она безуспешно пыталась купить Chrysler у Daimler. ГАЗ — один из крупнейших российских клиентов Magna.