Глобальный финансовый кризис прошлой осени вызвал настоящее экономическое землетрясение. Не прекратилось оно и по сию пору. Недавно мы почувствовали очередной подземный толчок, когда стало известно о планах стран Персидского залива, Китая, России, Франции и Японии прекратить использовать при расчетах за нефть доллары США и перейти на валютную корзину.
Нетрудно понять, зачем это нужно экспортерам. После прошлогоднего обвала финансовых рынков стоимость американской валюты резко упала. В свете растущего в США бюджетного дефицита усиливаются опасения, что доллар может продолжить обесцениваться. Разумеется, отдавать свои товары за валюту с неопределенным будущим, не хочет никто.
Также вполне понятно, почему Китай был бы рад, если бы в основе системы мировой торговли кроме доллара лежали и другие валюты. Последние десять лет он вкладывал излишек средств — результат гигантского активного сальдо торгового баланса — в казначейские обязательства США и прочие номинированные в долларах ценные бумаги. Таким образом, если доллар будет падать, Китай также окажется в серьезном убытке. При этом для него все дополнительно осложняет вопрос времени. Пекину необходимо избавиться от долларовых активов, однако если он будет действовать слишком быстро, он может спровоцировать ту самую девальвацию, которой так боится. Это объясняет, почему представители Китая хотели бы, чтобы переход происходил постепенно в течение ближайшего десятилетия.
Однако у происходящего есть и еще более важная сторона. Со времен Второй мировой войны доллар был краеугольным камнем мировой торговли. Господство американской валюты естественным образом проистекало из экономического господства США. Практически все торговали с Америкой, так что использовать ее деньги было только логично.
Однако США утратили былое господство. Финансовый кризис заставил их пошатнуться под бременем государственных и частных долгов и сильно ударил по их перспективам роста. С другой стороны, развивающиеся страны, такие как Китай, Бразилия и Индия, намного лучше переносят экономическую бурю. Так что, хотя новая инициатива вызвана финансовыми соображениями, она также отражает новый порядок, устанавливающийся в мировой экономике.
Не стоит поддаваться сентиментальности по отношению к доллару. Переход мировой торговли на несколько валют экономически целесообразен. Разумеется, опираться на одну валюту проще, однако в ситуации, когда перспективы стоящей за долларом экономики неясны, это создает нестабильность.
Тем не менее, следует понимать, что неустойчивость валютного курса — это симптом истинной болезни мировой экономики, а не ее причина. В последние годы сильнее всего усиливало глобальную экономическую нестабильность стремление Китая любой ценой поддерживать свой экспортный сектор. Активный торговый баланс Пекина и манипуляции, которые он предпринимал, чтобы не дать вырасти курсу своей валюты, фактически вынуждали западный страны жить в условиях постоянного серьезного дефицита торгового баланса. Под этим давлением и надувались всевозможные ‘пузыри’, которые лопнули в прошлом году с такими катастрофическими последствиями.
Постепенный отход от доллара оправдан. Однако если страны мира — как богатые, так и развивающиеся — не будут стремиться уменьшить этот дисбаланс, дестабилизирующий мировую торговлю, мы вступим в эпоху неопределенности, которая, возможно, еще заставит нас с точкой вспомнить о тех днях, когда доллар был в силе.