80% офисных работников в России вынуждены работать сверхурочно. И лишь каждому десятому из них работодатели оплачивают дополнительные часы. Впрочем, больше половины россиян согласны работать ещё больше и получать меньше, лишь бы сохранить место.

Кризис заставляет россиян забывать о временных рамках своей работы. 61% офисных сотрудников в России работают сверхурочно или выполняют часть рабочих заданий дома раз в неделю или чаще. Еще 19% респондентов сказали, что работают сверхурочно 1–3 раза в месяц. Такие данные опубликованы в отчете компании HeadHunter по результатам опроса, проведенного в сентябре во всех регионах России.

«Это одна из самых больных тем на сегодня», – признаёт главный специалист социально-экономических программ центра социально-трудовых прав Петр Бизюков. – На деле люди работают гораздо больше и чаще, чем утверждает официальная статистика, а тем более официальная статистика самих предприятий».

В крупных компаниях сотрудники чаще трудятся сверхурочно, показал опрос. Но эксперты уточняют, что перерабатывают все, просто в крупных компаниях отношения более формализованы. «Там четко понятно, когда человек работает больше чем надо, так как есть табели, – объясняет Бизюков. – В мелких же компаниях ненормированность рабочего дня давно стала нормой».

При этом жаловаться начальству на несправедливость такого положения не очень получается: как показал опрос HeadHunter, высшее руководство компаний чаще, чем остальные категории сотрудников, вынуждено работать по вечерам или брать работу домой и на выходные. Делают это 85% опрошенных топ-менеджеров, глав департаментов и генеральных директоров компаний.

Меньше всего заставляют перерабатывать простых специалистов низшего звена, только 52% из них работают внеурочно хотя бы раз в неделю.

Генеральный директор КА «Персонал Солюшен» Полина Арсеньева объясняет это тем, что «в условиях кризиса многие сотрудники вынуждены повышать лояльность к своим работодателям». У более высокопоставленных работников лояльность к компании выше, соответственно, дать им дополнительную нагрузку легче.

В некоторых государственных структурах переработки закреплены буквально на официальном уровне. Так, «учителя, которые не хотят работать на 1,5–2 ставки, вызывают неудовольствие директоров», утверждает Бизюков. Он приводит и поговорку: «если работать на одну ставку – есть нечего, а на две – некогда».

Но во многих компаниях сотрудники и вовсе не получают компенсацию за переработку: только 9% ответивших заявили, что компания оплачивает их сверхурочные, причем в основном платят директорам предприятий. Оплата дополнительных рабочих часов мало зависит от того, как часто респонденты работают сверхурочно. Но в целом замечена закономерность: чем реже сотрудники перерабатывают, тем выше вероятность того, что им оплатят дополнительные часы.

Мужчины больше времени работают сверхурочно: 67% представителей сильной половины человечества работают по вечерам или по выходным раз в неделю или даже чаще. Среди женщин этот показатель составляет 56%, хотя половой дискриминации по оплате сверхурочной работы нет. «Женщинам легче, муж в случае их увольнения вытянет семью, а вот мужьям деваться некуда – приходится терпеть», – объясняет Арсеньева.

Если офисные работники готовы трудиться больше за те же деньги, то рабочий класс, у которого день нормированный, согласен в кризис выполнять прежние функции за меньшую плату. Августовское исследование Фонда общественного мнения показало, что больше половины рабочих различной квалификации готовы на это. Причем каждый десятый рабочий уже трудится на таких условиях. Чаще готовы

«

затянуть пояса»

(

либо уже сделали это) рабочие крупных машиностроительных, химических и нефтехимических предприятий

(

45%), а также занятые в геологоразведке, металлургии и добыче полезных ископаемых

(

49%).

«

Данный факт не вызывает удивления – ведь перечисленные отрасли наиболее сильно пострадали от кризиса», – объясняет директор проекта

«

Российский рабочий класс: потенциал профессионализма и социального партнерства» Светлана Климова. Кроме того, именно в промышленном секторе занята большая доля рабочих среднего и старшего возраста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *