Банк России намерен рассмотреть вопрос о введении ограничений на объемы зарубежного финансирования, привлекаемого российскими банками. К этому ЦБ пришел после анализа операций банков в период кризиса. Ограничение иностранных заимствований сократит риски банковской системы, однако одновременно с этим снизит возможности по наращиванию бизнеса и прибыли банков после кризиса и создаст проблемы по финансированию деятельности российских "дочек" зарубежных банков.

"В послекризисном регулировании иностранные заимствования российских банков будут являться объектом особого внимания регулятора как фактор повышенного риска для отдельных банков и для банковской системы в целом",— сообщил в своем выступлении на банковском форуме в Сочи директор департамента банковского регулирования и надзора Банка России Алексей Симановский. Как позднее пояснил господин Симановский "Ъ", ЦБ намерен рассмотреть вопрос о введении ограничений на объемы зарубежного финансирования российских банков. В настоящее время ограничений на этот вид финансирования не предусмотрено. Таким образом, от теоретических заявлений об опасности чрезмерного увлечения зарубежным финансированием ЦБ переходит к практическим действиям по снижению доли иностранных заимствований в пассивах банков. В докризисное время активные иностранные заимствования давали отдельным банкам возможность привлекать длинные средства за рубежом под 7,5-10% и выдавать их в виде кредитов на российском рынке под десятки процентов годовых.

Обеспокоенность высокими объемами зарубежных заимствований российских банков ЦБ проявляет уже давно. Летом 2007 года на банковском форуме в Нижнем Новгороде первый зампред Банка России Геннадий Меликьян указал на то, что уровень внешних займов в целом по банковской системе составляет 15% от пассивов банков, причем у некоторых кредитных организаций он заметно выше, в отдельных случаях — до 50%. Тогда же он заметил, что согласно международной практике "более или менее нормальным" считается уровень иностранных заимствований банков до 20% пассивов, а уровень свыше 30% — "очень опасным" и "практически недопустимым".

За время кризиса ситуация с иностранными заимствованиями несколько стабилизировалась. С 1 августа 2008 года по 1 августа 2009 года примерно половина из 30 крупнейших банков снизила долю иностранных заимствований в объеме привлеченных средств, заместив их средствами Банка России и депозитами граждан (см. "Ъ" от 25 августа). Однако, если сравнить ситуацию на 1 августа 2008 года с данными на 1 августа 2009 года, видно, что лидеры по привлечению средств из-за рубежа остались теми же, а доля иностранных заимствований многих банков даже выросла (см. таблицу). "Многие российские банки несколько увлеклись иностранными заимствованиями, что поставило их в текущей ситуации в непростое положение, поэтому позицию Банка России можно понять" — говорит председатель правления Юникредитбанка Михаил Алексеев.

Какой именно уровень иностранных заимствований российских банков ЦБ может установить как критический, Алексей Симановский не сообщил. По его словам, этот вопрос еще требует детального рассмотрения. При этом он отметил, что если решение о введении ограничения будет принято, вводить его в действие ЦБ будет после завершения кризиса — чтобы ограничить чрезмерно активный рост активов банков на фоне открытия западных рынков капитала для российских игроков. Российский ЦБ действует в рамках общемировой тенденции ужесточения банковского регулирования и надзора после кризиса. Именно тема создания более безопасной финансовой системы стала одной из ключевых на встрече финансовых регуляторов стран "двадцатки".

В случае введения ограничений возможности отдельных российских банков по формированию прибыли резко сократятся, а финансирование деятельности банков—"дочек" нерезидентов окажется весьма затруднительным, указывает партнер аудиторско-консалтинговой компании "БДО Юникон" Денис Тарадов.

"Получаемое ими финансирование от головных компаний правильно было бы вывести из-под ограничения, поскольку кризис показал, что фондирование от западных банков, заинтересованных в сохранении российского бизнеса, достаточно стабильно",— согласен член правления банка "Возрождение" Андрей Шалимов. Банки, принадлежащие российским собственникам через офшорные компании, от возможного ограничения иностранных заимствований, по мнению господина Тарадова, вряд ли пострадают. "У собственников таких банков есть возможность финансировать их не через офшоры, а через свои российские компании",— указывает эксперт.

Представители банков—лидеров по объемам привлеченного зарубежного финансирования отказались официально комментировать намерения регулятора. Однако на условиях анонимности сообщили, что считают ограничения на зарубежное финансирование слишком жесткой мерой. "Основной вид деятельности банков — привлекать финансирование, размещать его и на том зарабатывать,— заявил "Ъ" представитель одного из банков из топ-30.— Если за рубежом можно привлекать средства дешевле, чем в России, то почему этого не делать? Дефолтов российских банков по привлеченным из-за рубежа средствам не было, к тому же зарубежные кредиторы зачастую более конструктивны в вопросах реструктуризации, чем российские, и не заинтересованы в банкротстве российских банков-заемщиков". "Введение ограничений, возможно, и имеет смысл, но оно должно быть диверсифицированным в зависимости от бизнес-модели и показателей капитала, активов, доходности и просрочки каждого конкретного банка,— считает собеседник "Ъ".— В противном случае это не регулирование, а политика".

Представители банков, менее активно занимавших средства за рубежом, более лояльны в отношении инициативы ЦБ. "С точки зрения ограничения системных рисков банковского сектора и недопущения болезней роста действия регулятора логичны,— говорит первый зампред СБ-банка Андрей Егоров.— Дефолт одного банка-заемщика может создать негатив для всех его участников как в части удорожания заимствований, так и в части, например, торгового финансирования. Дополнительно ограничения по иностранным заимствованиям позволят ограничить чрезмерно активный рост кредитных портфелей банков после выхода из кризиса". Впрочем, он отмечает, что российский рынок к таким ограничениям еще не готов: "основным источником финансирования банков на внутреннем рынке сейчас являются средства ЦБ, и по мере выхода из кризиса объем этой поддержки будет сокращаться, рынок же публичного долга в России находится на данный момент в стагнации". "Сокращение доли иностранных заимствований российских банков нужно стимулировать не через прямые ограничения, а через увеличение возможностей банков по привлечению ресурсов в России — например, снижение ставок или возврат российского капитала из-за рубежа",— резюмирует финансовый директор МДМ-банка Вадим Сорокин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *