Страны Латинской Америки одни из первых в мире преодолеют нынешний экономический кризис, заявила Федерация латиноамериканских банков (FEDLAN). Спад в большинстве экономик региона ожидается куда меньше общемирового, а некоторым государствам и вовсе удастся избежать рецессии. Переносить кризис относительно безболезненно у южноамериканцев получается благодаря устойчивой финансовой системе, накопленным внушительным резервам и строгой фискальной дисциплине.
Опасения на счет того, что Латинская Америка столкнется с самым жестоким экономическим кризисом в своей истории, не подтвердились. Хотя в начале года именно об этом предупреждал МВФ: падение мировых цен на сырье, прекращение потока иностранных инвестиций, а также сокращение переводов от мигрантов, казалось, неминуемо повлечет глубокий спад. А учитывая, что за последние 29 лет страны континента пережили 31 финансовый кризис, южноамериканцам привычно пророчили потрясения.
Однако, согласно докладу FEDLAN, регион не только проходит кризис без сильной турбулентности, но и выйдет из рецессии одним из первых. По данным FEDLAN, в этом году экономический спад составит в среднем 2,3% (для сравнения, в еврозоне сокращение ожидается на 4,2%, а в России — на 6,5%), но уже в 2010 году рост ВВП составит уже 4,5%. Как отмечают эксперты, общую статистику региона портит Мексика, пострадавшая из-за зависимости от экономики США (там падение ВВП ожидается на 7,3%). Однако в Панаме прогнозируется рост на 3%, в Перу — на 2%, в Колумбии — на 0,5%. Аргентина должна закончить год на нулевой отметке роста, а в крупнейшей экономике региона — Бразилии — по разным прогнозам сокращение составит 0,3—1,3%.
Главной причиной подобной устойчивости FEDLAN называет здоровую финансовую систему, где не было пузырей ипотечных задолженностей, кредитного краха и банковских банкротств. Напротив, местные банки обладают крайне высокой капитализацией. «Латиноамериканцы извлекли уроки из кризисов последних десятилетий, — говорит замдиректора Института Латинской Америки РАН Вадим Теперман. — В 90-е годы они провели ряд реформ, укрепивших банковский сектор. В той же Бразилии были три специальные программы для национальных, региональных и местных банков». По словам директора Центра иберийских исследований Петра Яковлева, в это же время Аргентина открыла свой рынок для иностранных банков первой величины и создала условия, в которых слабые местные банки были поглощены более сильными. Количество компаний сократилось вдвое, но общая надежность выросла. «Страшный аргентинский дефолт 2001 года был связан не с банковским сектором, а с «наложением» двух дефицитов: бюджетного и внешнеторгового», — пояснил г-н Яковлев.
По словам г-на Тепермана, пережить кризис латиноамериканцам помогают и скопленные в благополучные годы валютные резервы (в Бразилии они свыше 200 млрд долл.), а также высокая финансовая дисциплина (бюджетные дефициты, как правило, не превышают 1,5%). При этом, несмотря на то что почти во всех странах у власти находятся «левые» правительства, кроме венесуэльского президента Уго Чавеса, чрезмерных госрасходов никто осуществляет.