Россия может начать новую газовую войну, на этот раз на юго-восточном фронте — с Туркменией. Газовые отношения двух стран обострились на прошлой неделе, а вчера Ашхабад обвинил «Газпром» во взрыве на газопроводе Средняя Азия—Центр, соединяющем Туркмению и Россию. Причиной аварии стало резкое сокращение отбора газа «Газпромом». Таким образом, к Туркмении Россия решила применить то же оружие, что и в газовой войне с Украиной, только наоборот. В условиях резкого падения спроса «Газпром» может позволить себе заморозить закупки у Туркмении, которой пока больше некому продавать газ.
Вчера на территории Туркмении вблизи с границей с Узбекистаном произошла авария на построенном в советское время газопроводе Средняя Азия—Центр-4 (САЦ-4). В результате были полностью остановлены поставки туркменского газа в Россию, сообщил вчера «Газпром». Разрыв с возгоранием произошел в 1.32 ночи 9 апреля на 487-м километре газопровода Давлетобат—Дарьялык. «В настоящее время туркменская сторона изучает возможности скорейшей ликвидации аварии, а также подачи газа через не задействованные ранее нитки газопровода Средняя Азия—Центр. Данная авария не скажется на поставках газа потребителям «Газпрома»»,— говорится в сообщении газовой монополии. Аварии даже на магистральных газопроводах происходят регулярно, и обычно их последствия ликвидируются за несколько дней. Однако вечером МИД Туркмении выпустил заявление, которое фактически придало аварии статус начала новой газовой войны — между Москвой и Ашхабадом.
МИД Туркмении прямо обвинил во взрыве «Газпром экспорт». «Министерство иностранных дел Туркменистана информирует, что 8 апреля 2009 года российская компания «Газэкспорт» (название устарело, «Газэкспорт» уже переименован в «Газпром экспорт».— «Ъ») без предварительного уведомления туркменской стороны резко сократила объемы отбираемого туркменского природного газа,— говорится в сообщении министерства.— В результате этого на участке газопровода САЦ-4, по которому осуществляются поставки туркменского природного газа в Россию, в ночь с 8 на 9 апреля сего года произошла авария». МИД Туркмении назвал действия «Газпрома» «необдуманными и безответственными», подчеркнув, что «такой подход является односторонним грубым нарушением условий контракта купли-продажи газа».
Источник «Ъ» в «Туркменгазе» уточнил, что в последнее время газ экспортировался исключительно по данному газопроводу в объеме 70-80 млн кубометров в сутки, поскольку его пропускная мощность превышает аналогичные показатели других газопроводов в системе САЦ. Еще один источник подтвердил информационной службе агентства Platts, что в среду «Туркменгаз» получил запрос от «Газпрома» на уменьшение отбора из САЦ-4 на 90%. «Из-за этого значительно упало давление в газопроводе, что, в свою очередь, привело к взрыву»,— сказал источник агентства. Представитель «Газпрома» подтвердил Platts, что «Газпром» на этой неделе просил Туркмению сократить поставки, отказавшись уточнить объем сокращения, но пояснив, что Украина, основной потребитель туркменского газа, снизила закупки у «Газпрома» из-за экономического кризиса.
В «Газпроме» и «Газпром экспорте» вчера официально ситуацию не комментировали. Но все ключевые топ-менеджеры «Газпрома» вчера отсутствовали в Москве. Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер в Алма-Ате встречался с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым; его заместитель Валерий Голубев, курирующий СНГ, вылетел в Туркмению; гендиректор «Газпром экспорта» Александр Медведев находился в отпуске, а курирующий поставки газа в СНГ начальник департамента Анатолий Подмышальский — в Киеве по случаю дня рождения Виктора Черномырдина. Источник «Ъ» в «Газпроме» полагает, что взрыв произошел по причине «ошибки диспетчеров или старости трубы».
Однако газовые отношения России и Туркмении обострились еще на прошлой неделе. Ашхабад объявил международный тендер на строительство газопровода Восток—Запад, который должен вывести газ крупнейшего в СНГ Иолотанского месторождения на берег Каспийского моря. Это стало неожиданностью для России — предполагалось, что газопровод построит «Газпром», соединив его с будущим Прикаспийским газопроводом из Туркмении в Россию через Казахстан. Ожидалось, что в ходе визита в Москву 24-25 марта президента Туркмении Гурбангулы Бердымухамедова будет подписано межправительственное соглашение между двумя странами в газовой сфере, включающее и проект Восток—Запад. Однако соглашение подписано не было, а через неделю стало известно о туркменском тендере.
Как рассказал «Ъ» участник подготовки встречи Гурбангулы Бердымухамедова и президента России Дмитрия Медведева, глава Туркмении потребовал повысить статус соглашения до межгосударственного и профинансировать строительство газопровода, который потом перейдет в собственность Туркмении. Расплатиться с «Газпромом» «Туркменгаз» должен был газом. Но главное, что не устроило Россию,— Гурбангулы Бердымухамедов настаивал на исключении из соглашения пункта о присоединении газопровода Восток—Запад к Прикаспийскому. Таким образом, Россия лишалась гарантий получения газа с Иолотана.
Туркмения — крупнейший поставщик среднеазиатского газа «Газпрому». По данным МИД Туркмении, в 2008 году «Туркменгаз» экспортировал более 47 млрд кубометров природного газа из добытых 70,5 млрд кубометров. В 2009 году Туркмения планирует добыть более 75 млрд кубометров газа, из которых на экспорт рассчитывала поставить более 51 млрд.
Вчера поставки газа не были восстановлены. Источник «Ъ» в «Туркменгазе» сообщил, что поставки будут восстановлены через три дня, но на проведение всех ремонтных работ потребуется неделя. Но эксперты полагают, что «Газпром» не будет спешить восстанавливать закупки туркменского газа. В условиях резкого падения спроса на газ, особенно в Европе, монополии выгоднее экспортировать собственный газ. «Для «Газпрома» авария — облегчение, поскольку доход от экспорта 170-200 млн кубометров газа за три дня (в ценах для Украины $45,9-54 млн.— «Ъ») поступит в бюджет монополии,— считает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин.— Реэкспорт туркменского газа прибыли не приносит».
Но эксперта удивляет, что «Газпром» пошел на обострение отношений с Туркменией за месяц до пражского саммита по проекту газопровода Nabucco — основной угрозы доминирующему положению России на европейском газовом рынке и в закупках газа в Средней Азии. В то же время «Газпром» пытается усиливать другие политические альянсы в регионе. Вчера в Алма-Ате Алексей Миллер обсуждал вопрос увеличения проектной мощности Прикаспийского газопровода на территории Казахстана вдвое, до 40 млрд кубометров. Диалог же с Туркменией на дипломатическом уровне продолжит глава МИД России Сергей Лавров, который вчера отбыл в Ашхабад, чтобы принять участие в заседании совета министров иностранных дел СНГ и встретиться с Гурбангулы Бердымухамедовым.