Москва продолжает терять влияние в ближнем зарубежье. Вчера в Кишиневе после, казалось бы, признанных всеми выборов прозападная оппозиция захватила здания органов власти, водрузив на них флаги Румынии и ЕС. В тот же день президент Белоруссии Александр Лукашенко фактически поставил крест на проекте не только Союзного государства, но и таможенного союза, распорядившись восстановить пограничный контроль на российско-белорусской границе. Постсоветской России, пожалуй, нечем привлечь соседей, кроме нефти и газа, объясняют эксперты.
Вчера власть в молдавской столице на несколько часов захватила местная молодежь. Манифестанты — в основном молодежь 15—19 лет — выкрикивали антикоммунистические лозунги и скандировали «Мы — румыны». Было взято штурмом здание парламента, из окон которого впоследствии выбрасывалась мебель и оргтехника, из чего митингующие разжигали костры. В толпе также были замечены представители проигравших выборы политических партий, а позже к ним присоединился и мэр Кишинева Дорин Киртоаке. Впоследствии, правда, лидеры оппозиции открестились от погромщиков, утверждая, что выведенная ими на площадь молодежь вышла из-под контроля и действовала стихийно, никого не слушая. И даже согласилась на переговоры с действующей властью.
Главным требованием радикально настроенных людей было признать выборы нелегитимными и назначить переголосование. Между тем европейские наблюдатели признали выборы законными, честными, прозрачными и даже «достойными подражания». Тем не менее противников Коммунистической партии это не остановило. «Молодым людям надоело жить в коррумпированной, бесперспективной и во многом «совковой», в самых плохих значениях этого слова, стране», — сказал РБК daily источник в Либерально-демократической партии Молдавии (ЛДПМ). — А эта совковость у нас напрямую ассоциируется с Россией, поскольку, уж простите, но именно Владимир Воронин считается в Молдавии главным пророссийским политиком».
Штамп «пророссийскости» молдавского лидера действительно работал долгие годы, особенно в небольших населенных пунктах, где население традиционно наименее политически подковано. «В действительности же Воронин попросту манипулировал людьми, прикрываясь коммунистическими лозунгами и говоря о «стратегических отношениях» с Москвой, а на деле не давая ход русскому языку и уничтожая все инициативы по Приднестровью», — убежден молдавский политолог Виталий Андриевский.
Преднамеренно или нет, но негативный образ России в Молдавии во многом создавался действительно президентом. «Сейчас Россия ассоциируется у нас с дешевыми гастарбайтерами, к которым плохо относятся местные жители. И практически никакой перспективы, — говорит источник РБК daily в ЛДПМ. — И если старшее поколение с этим мирится, то молодежь уже хочет другой участи». «Другая участь» для молодежи — это прежде всего Румыния. Опуская исторические проблемы «одного народа», эта страна прежде всего член Евросоюза. И для многих именно ЕС является признаком будущего, перспектив и благополучной жизни.
«Жители постсоветских государств во многом видят иллюзии сказочной жизни в Европе, совершенно не замечая всех проблем и того, что сами европейцы не особо рады видеть «чужаков» на своей земле, — говорит директор французского Института международных и стратегических отношений Паскаль Бонифас. — Взять последние истории с нежеланием выделять Восточной Европе деньги для борьбы с кризисом. Просто беда в том, что Россия на европейском фоне выглядит еще менее привлекательно. Даже несмотря на исторические связи. У вас просто не создали собственного примера, а жизнь за пределами Москвы не особо лучше, чем в тех же странах СНГ».
После распада СССР и создания СНГ Россию действительно по инерции считали «старшей». На практике это означало, что она поставляла «младшим сестрам» газ по более низкой цене. Однако за 17 лет после распада Союза российская элита доказала, что у нее нет какой-либо стратегии в отношении стран ближнего зарубежья.
Источник РБК daily в российском МИДе посетовал, что немаловажной проблемой является еще и тот факт, что в Молдавии — как, впрочем, и во всех остальных странах СНГ — отсутствует настоящая серьезная политическая «пророссийская» сила. «Россия очень много сделала для установления мира в регионе и прекращения кровопролития в Приднестровье, однако впоследствии перестала пиарить саму себя, а вернее, отдала эту работу Воронину». По словам собеседника, наши дипломаты неоднократно предупреждали российских лидеров, что президент Молдавии блефует и не является настоящим союзником, однако в итоге в Кремле так ничего и не предприняли для изменения приоритетов.
Аналогично российские власти поступали и с белорусским лидером Александром Лукашенко. Он за 12 лет так и не соизволил согласиться на создание Союзного государства, так и не признал Южную Осетию и Абхазию, при этом не стесняясь приезжать в Россию как «брат» и просить денег.
Вчера же Лукашенко и вовсе преподнес сюрприз, распорядившись восстановить пограничный контроль на российско-белорусской границе из-за отказа Москвы предоставить экономические льготы и кредит на 100 млрд руб. Своим же чиновникам белорусский лидер и вовсе посоветовал «прекратить ползать на коленях» по российским кабинетам.
«Лукашенко действительно сильно обиделся на отказ в кредите, — уверен источник РБК daily в белорусском правительстве. — У Минска не получилось получить необходимые деньги у Запада, поскольку там вообще резко сократили помощь Восточной Европе. Другой вопрос, что г-ну Лукашенко очень нравится быть в эпицентре европейского внимания. Да и на заседаниях правительства он неоднократно говорит о том, что жить в Европе куда как лучше, чем в России».
Эксперт немецкого фонда Bertelsmann Stiftung Корнелиус Охман уверен, что Евросоюз дал уверенность Минску в том, что готов возобновить с ними диалог, тем самым увеличил шансы Белоруссии на европейскую интеграцию, что очень ему и правда льстит. Доцент кафедры мировой политики ГУ-ВШЭ Андрей Суздальцев и вовсе считает, что Лукашенко сумели убедить на Западе, что Москва уже ему проиграла и признание данного факта лишь вопрос времени.
Так или иначе, но вчера после переговоров с главными оппозиционерами Владимир Воронин призвал иностранные структуры вмешаться в разрешение ситуации, связанной с акциями беспорядка. Россия в числе этих структур не называлась.