Через неделю Москва объявит об окончании антитеррористической операции в Чеченской республике (ЧР) и снимет с республики экономические ограничения. Об этом заявил вчера президент ЧР Рамзан Кадыров. В Москве дают понять, что чеченский лидер торопит события. По мнению экспертов, кризисное сокращение федеральных дотаций регионам может, напротив, разогреть очаги экстремизма на Северном Кавказе.
«С 31 марта соответствующие федеральные ведомства примут нормативный акт, снимающий все ограничения в отношении Чечни», — сообщил г-н Кадыров журналистам в Грозном. По словам лидера республики, «хотя Чечня является самым стабильным регионом», у них «до сих пор нет таможни, аэропорт Грозный совершает рейсы только на внутренних линиях, есть и иные ограничения».
Ограничения связаны с проведением контртеррористической операции, продолжающейся с 1999 года. «В Чечне уже давно завершили борьбу с террористами, — заверил Рамзан Кадыров. — По данным спецслужб, в горах Чечни насчитывается 480 боевиков, а по моим данным, их не более 70, и с ними будет покончено в ближайший месяц».
Президент Чечни несколько поспешил, дал понять вчера источник в Кремле. В Минобороны РБК daily напомнили, что статус Чечни как «региона повышенной опасности» определен постановлением правительства от 1999 года и рядом закрытых документов спецслужб. «Пока никто действие этих документов не отменял», — заметил источник. Президент Чечни г-н Кадыров активно лоббирует снятие всех ограничений с республики, но ни Минобороны, ни ФСБ с этим не согласны. С открытием собственной таможни и международного аэропорта развитая в Чечне торговля людьми может приобрести новый масштаб, предположил источник в военном ведомстве. «Обладая не контролируемыми центром силовыми подразделениями, Кадыров может в любой момент переключить на себя нефтяные скважины, — опасается политолог Дмитрий Орешкин. — А они дают в год порядка 2 млн т нефти».
«Не секрет, что стабильность в Чечне и других кавказских республиках поддерживалась в последнее время во многом за счет щедрых дотаций из федерального бюджета, которые часть местных элит воспринимала как некую дань, — говорит заведующий отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. — В условиях кризиса Москва вынуждена сокращать дотации регионам, и если денежный поток в Чечню обмелеет, это может стимулировать часть местного населения, до которого доходит федеральная помощь, к поиску других источников существования. Ведь боевики в горах воюют небесплатно».
«Я не исключаю, что федеральный центр снизит дотации отдельным регионам, — заявил вчера г-н Кадыров РБК daily. — Но нас это не пугает, Чечня может преодолеть кризис лучше других регионов». Поможет в этом республике, по словам Рамзана Кадырова, в частности, помощь со стороны исламского мира. Как пояснил РБК daily депутат Госдумы от Чечни Адам Делимханов, речь может идти об ОАЭ, Иордании и чеченских диаспорах Европы. Дмитрий Орешкин усматривает в заявлениях г-на Кадырова элементы шантажа. «В деле достижения политической независимости он идет даже дальше, чем Масхадов или Дудаев», — считает эксперт.