Едва ли потускнеют голливудские улыбки манхеттенских риэлторов, пока Нью-Йорк остается столицей миллиардеров. Forbes пришел к выводу, что на этом острове их больше всего в мире. Впрочем, очевидно, что это лишь неоновая витрина упавшего в пропасть неплатежей рынка недвижимости США. Только в феврале 300 тысяч семей в этой стране лишились своих домов.
Дом в Америке теперь можно купить и за доллар, к примеру, развалину в Мичигане. Неплательщиков по кредитам выселяют, но продать их дома банки не могут. Бесхозные коробки становятся приютом бомжей и наркодилеров. В нью-йоркском пригороде Ямайка также десятки пустующих домов. Напротив одного живет пенсионерка Харрисон. И она продает свой дом, но не из-за долгов – хочет вернуться в родную Аризону. Но переезд все откладывается.
«Мой дом уже год на рынке. Вот риэлтор недавно сменился, надеюсь, он найдет мне покупателя. Я прошу за него 339 тысяч, но, конечно, цену буду снижать», — обещает Маргарет Харрисон.
Сосед пенсионерки Гильермо в риэлторский успех Маргарет не верит. Банки, а не цена, теперь главное препятствие на пути покупателей жилья.
«У меня был дом в Бруклине, он стоил 700 тысяч, теперь 350 тысяч. Банки просто не дают кредитов. Ведь раньше тебя кредитовали, даже если нет работы, вот и докредитовались так, что дома у людей отбирают», — рассуждает Гильермо.
Гильермо, оператор в телефонной компании, ипотеку за дом пока выплачивает исправно, но за место свое сильно переживает. Слишком много вложено в этот дом.
«Когда я покупал его, он стоил 610 тысяч долларов, потому что дом на две семьи. Наверху моя дочь живет, а здесь я все сам сделал». — рассказал Гильермо.
Если работы нет, а дом отобрали, в Нью-Йорке выход один – социальное жилье или «проджектс». Его целый квартал в Южном Бронксе, куда ночью даже полиция не ездит. За 700-800 долларов в месяц, это как раз эквивалент пособия по безработице, город выдает семье крохотную квартиру, но лишь до тех пор, пока работа не появится вновь. Впрочем, многие в «проджектс» живут десятилетиями.
«Слава Богу, я уехал отсюда в Виргинию, прожив в этом доме тридцать лет. Тут было все – и наркотики, и пули свистели, и убивали людей. Теперь я играю в баскетбол и далек от всего этого», — радуется Энтуан.
А для кого-то, тем временем, 2-х этажная квартира – обычное явление.
«Это не такая большая редкость, но в принципе очень популярно. Интересно иметь всегда что-то необычное. Вся квартира примерно 131 квадратный метр, но кроме этого здесь замечательная терраса, примерно 44 метра, что позволяет провести время с друзьями», — пояснила Наталья Соснина риэлтор.
Квартира с камином на 50-й улице Манхеттена за миллион семьсот тысяч долларов будет продана, уверена нью-йоркский риэлтор Наталья. Хотя еще год назад такие VIP-апартаменты разлетались как пирожки, теперь сделок ждут месяцами.
«Столько недвижимости на продажу в Манхеттене давно уже не было. Средняя цена снизалась, но не сильно, продавцы и покупатели живут на разных планетах», — счиатет Наталья Соснина.
Кризис-кризисом, но 200 тысяч долларов для манхеттенского рынка недвижимости по-прежнему не деньги. Зато такой сумме вполне будет рад Адам Калкин. Архитектор из Джерси строит антикризисное жилье из контейнеров.
«Этот проект называется «Быстрый дом». Он придуман как невероятно простой дом: всего 6 контейнеров, 200 квадратных метров – 3 спальни или 4, на ваше усмотрение. То есть с двумя-тремя детьми вам будет здесь вполне уютно», — убеждён Адам Калкин архитектор.
Начальная цена за контейнерный дом – 95 тысяч долларов. Впрочем, это только за материалы и стройку, участок у покупателя должен быть. Остальное – фантазия Калкина. В этом проекте она обошлась хозяину в полмиллиона.