Разразившийся кризис сильнее всего ударил по менеджерам всех возрастов и специалистам (в основном, тем, кому за 40). Многие эксперты считают, что это настоящий балласт экономики, а старожилы впадают в депрессию, полагая, что надеяться им уже не на что. Тем временем в Хельсинки предлагают семинары психологической подготовки для людей старшего возраста, которые, возможно, станут востребованными спустя буквально несколько лет. Собственный корреспондент «Фонтанки» в Финляндии попытался разобраться — почему?
Занятия проходили в одном из престижных конференц-залов финской столицы. Бывшие клерки и управленцы, в большинстве своем седовласые, под звуки музыки решали предлагаемые им задачи. Задачи ставили разные — индивидуальные и коллективные. Во время перерыва они расслаблялись под шум волн и крик чаек, наслаждаясь слайдами, на которых ветер качал грациозные пальмы.
А потом опять же под музыку они знакомились с фразами на испанском языке, повторяли их и вновь отправлялись на релаксацию. Так в непринужденной, но достаточно динамичной обстановке шла переподготовка менеджеров старшего возраста к новым свершениям.
Сила возраста
«Огромная ошибка полагать, что с возрастом работник теряет ценность, — рассказывал «Фонтанке» изобретатель методики доктор Рейдар Вассениус. — Несомненно, он что-то теряет в скорости принятия решений, но одновременно уменьшает вероятность ошибки». То есть старая русская поговорка «Старый конь глубоко не вспашет, но и борозды не испортит» — совершенно применима и к новым временам.
В условиях кризисного управления именно умение не допускать ошибки является определяющим. И задача курсов — убедить ныне безработных менеджеров в том, что они многое могут.
По мнению специалистов, большой ошибкой является утверждение, что человек с возрастом теряет способность к изучению языков. Скорее, «сеньоры» воспринимают информацию по-другому, нежели молодежь и дети. И когда им преподают по определенным методикам, результаты довольно высоки. Старшее поколение готово жертвовать удобствами, оно отлично понимает, что для получения благ необходимо трудиться. Потому те, кому за 50, имеют гораздо больше шансов выжить в кризис любого рода, чем молодежь.
Кризис информационной эпохи
«Интернет и компьютерная революция сыграли не на руку человечеству, в том смысле, что стали причиной глобального кризиса», — уверен Рейдар Вассениус. Это говорит человек, который большую часть жизни отдал именно информационной революции, работая на ответственных должностях в одной из самых крупных мировых хай-тек-компаний.
«Смотрите, что случилось. 25 лет назад мы писали программы в кодах, на ассамблере, и такие языки как Фортран или Бэйсик были огромным прорывом в упрощении нашей работы. А потом появился Вижуал Бейсик. Но тогда мы впервые столкнулись с тем, что упрощение работы увеличивало количество «глюков». Но нам ведь всем хотелось, чтобы было легче…» — вспоминает Вассениус.
В итоге мы получили огромных программных монстров, которые требуют гигабайты памяти. Мы все упрощаем, и делаем все менее надежным. Рано или поздно предел прочности должен был быть достигнут.
Молодежь села в интернет, думая, что там она найдет всю информацию. Однако, никогда и нигде не было столько лжи и путаницы. Мы разучились сами думать, принимать решения и забыли про осторожность. Сейчас нам напомнят. Стоит учесть, что постоянная гонка за новыми решениями в технологии привела к тому, что мы теряем больше знаний теперь, чем сохраняем.
Простейший пример — когда в США начали оцифровывать Библиотеку Конгресса, лучшим носителем считался стриммер (кто сейчас помнит эти тяжелые металлические кассеты?). Спустя десять лет выяснилось, что устройств для чтения кассет просто больше нет! Через несколько лет мы будем искать каждый раз нужный дисковод. Кстати, на минувшей неделе прекратилось производство кассет VHS.
Думай головой
Нужно не просто вновь учиться самому чинить машину, делать ремонт и управляться на кухне. Нужно учиться думать самостоятельно, принимать решения и выполнять их. Потому что наше компьютерно-телефонное состояние может быстро улетучиться — уже сейчас многие хай-тек-концерны находятся в замешательстве — что же им делать дальше? Технические решения требуют многомиллиардных инвестиций в исследования, и насколько они окупятся — неясно.
То есть новый технологический скачок под вопросом. Равно как и планы по выпуску более мощных компьютеров. Нет практической целес