Вчера президент Дмитрий Медведев дал четвертое публичное интервью российскому телевидению. На этот раз «Первому каналу». Президент разъяснил свои позиции по борьбе с коррупцией и с кризисом. Он, в частности, пообещал сам ежегодно декларировать свое имущество и доходы. Самым примечательным стал ответ на вопрос о роли бизнеса в борьбе с кризисом. Президент призвал бизнес не забывать о нравственности и напомнил, что настало время отдавать «моральные долги».
Дмитрий Медведев первый раз дал телеинтервью российскому телевиденью 31 августа 2008 года. Тогда трем ведущим каналам — «Первому», «России» и НТВ — была представлена позиция президента по проблеме Южной Осетии. 24 декабря прошлого года президент для тех же трех каналов подвел итоги года. В основном он отвечал на вопросы о кризисе в контексте внутренней и международной политики. 15 февраля президент дал более подробные разъяснения по антикризисным мерам телеканалу «Россия». Вчера он дал интервью «Первому каналу», главе дирекции информационных программ Кириллу Клейменову.
Треть вчерашнего интервью касалась проблемы борьбы с коррупцией.
По поводу кризиса президенту был задан весьма щекотливый вопрос — о роли бизнеса в его преодолении. Ответ продемонстрировал, что власть возлагает на бизнес часть ответственности за выход из кризиса — безответственных ждет по меньшей мере общественное порицание. «Роль бизнеса в ситуации кризиса должна быть не только традиционной: развитие бизнеса, развитие производства, извлечение прибыли, наконец. Но она должна быть и нравственной,— начал президент.— Наш бизнес развивался очень быстро. И за счет этого приобрел много дополнительных возможностей. Люди становились очень богатыми за очень короткие сроки. Теперь пришло время отдавать долги, долги моральные, потому что этот кризис — это тест на зрелость».
Затем господин Медведев четко объяснил, что тем, кто увильнет от выполнения моральных, а точнее, социальных обязательств, не поздоровится. «Если человек реально стал настоящим бизнесменом, он умеет ценить своих работников,— заявил Дмитрий Медведев.— Он будет стараться часть своих идей или личное потребление отложить на потом, сохранить трудовой коллектив, платить ему заработную плату, сохранить то, чем он занимался последние годы. А если человек начинает дергаться, если он продает бизнес, бежит куда-то, это означает то, что он неправильный предприниматель». «И в этом смысле это, наверное, период такого очищения: тот, кто выдержит кризисные условия, тот в хорошем смысле этого слова будет эффективным предпринимателем, эффективным менеджером»,— закончил свою мысль господин Медведев, отставив без ответа вопрос о том, какая судьба ждет уклонившихся от выполнения своих моральных обязательств их неэффективных собратьев.
Господин Медведев, правда, сказал о том, что моральное поведение бизнеса можно контролировать, и привел пример — недавнее введение спецпредставителей Центробанка в банках, которым выделены госсредства на кредитную поддержку стратегических предприятий. Он пояснил, что спецпредставители в том числе будут давать согласие на совершение сделок, смотреть за тем, чтобы «кредиты выдавались на приемлемых, нормальных рыночных условиях, а не требовали каких-то подношений или совершения каких-то невообразимых действий, что, к сожалению, у нас тоже происходит периодически в банках». «Кредиты должны быть по нормальным рыночным условиям, а не под откаты и не под соответствующие блага, которые обещаются на будущее. В этом плане я считаю, что институт контролеров в настоящий период необходим»,— заявил президент.
Президент также ответил на вопрос о борьбе с растущей из-за кризиса безработицей. Он впервые назвал общее количество безработных в стране, рассчитанное по методике МОТ,— 6 млн человек. Правительство до сих пор сообщало лишь о 2 млн человек, которые зарегистрировались на бирже труда. Говоря о проблемах трудоустройства молодежи, президент сообщил, что поддержал идею создавать малые предприятия при университетах и колледжах, и такой законопроект уже внесен в Госдуму. Также господин Медведев пообещал сдержать рост цен на лекарства введением контроля ценообразования. «Мы могли бы сейчас принять решение об обязательном декларировании отпускных цен на наиболее важные препараты»,— заявил он и предложил провести отдельное телеинтервью по этой теме.