На открывающейся сегодня в Лондоне встрече министров финансов стран G-20 Россия намерена настаивать на реформировании Международного валютного фонда (МВФ) и Форума финансовой стабильности (ФФС), координирующих политику центробанков ведущих стран мира. США полагают, что выходу из кризиса будут способствовать увеличение ресурсов МВФ и усиление надзора за финансовыми рынками и крупнейшими компаниями, а Великобритания планирует все силы бросить на стимулирование потребительского спроса. Между тем эксперты убеждены, что предложения финансовых властей не помогут выйти из кризиса. Сейчас же необходимо сосредоточиться не на реформировании институтов, а бороться с протекционизмом и избавляться от проблемных активов.

На встрече глав минфинов G-20 будет обсуждаться в первую очередь реформа международных финансовых учреждений. В частности, министр финансов США Тимоти Гайтнер предложил постепенно увеличить средства, имеющиеся у МВФ, с нынешних 250 млрд до 750 млрд долл. «Требования увеличить финансирование МВФ понятны: весьма вероятные банкротства ряда развитых государств не нужны никому», — говорит управляющий директор ИК «Ренессанс Капитал» Алексей Моисеев. «Это не слишком правильный шаг, потому что он провоцирует иждивенческие настроения государств и удлиняет очередь за кредитами МВФ», — считает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.

Встреча министров финансов G-20 является подготовительным мероприятием перед саммитом самой «двадцатки», который также состоится в Лондоне в начале апреля. О том, какие задачи сейчас стоят перед лидерами ведущих стран мира, рассказал заместитель министра иностранных дел Великобритании, специальный представитель премьер-министра Гордона Брауна по саммиту «группы двадцати» лорд Маллок-Браун, прибывший с визитом в Москву для консультаций с российским правительством. Он отметил, что одна из главных задач саммита — послать сигнал рынку о том, что есть свет в конце туннеля, о том, что мировые лидеры работают скоординированно и знают, что делают. «Мы надеемся, что нам удастся вернуть доверие в глобальную экономику», — говорит он. По его мнению, сейчас также крайне важно уделить внимание банковскому и финансовому секторам, иначе может произойти массовый отток денежных средств в офшоры, а от этого выиграют те банки, которые не соблюдают принципов прозрачности и строго придерживаются принципов тайны вкладов. Что касается стран, экономика которых ориентирована на экспорт, то им следует как можно активнее стимулировать внутреннее потребление, чтобы компенсировать снижение внешнего спроса. Лорд Маллок-Браун также особо подчеркнул, что «конец кризиса не будет означать возврат к исходной точке». «Нам нужна более сбалансированная модель экономики», — отметил он. Однако возможность решения вопроса о введении новой мировой резервной валюты уже на предстоящем саммите он опроверг.

Россия в свою очередь поднимет вопросы расширения Форума финансовой стабильности и реформы МВФ, сообщил агентству Reuters замначальника департамента долговых обязательств и международных отношений Минфина Андрей Бокарев. «Россия — заметный игрок в глобальной экономике и хочет влиять на мировую финсистему», — пояснил Игорь Николаев. Пока Россия не является участником ФФС. «Это один из ключевых вопросов не только для нас, но и для других стран, не являющихся участниками форума», — подчеркнул г-н Бокарев. Развивающиеся страны, включая Россию, также хотят добиться большего влияния в МВФ, где до сих пор доминируют США и Евросоюз. Ведь МВФ нуждается в деньгах, а Россия обладает третьими по величине в мире валютными резервами, накопленными во время высоких цен на нефть.

Между тем эксперты говорят, что анонсированные меры не помогут в борьбе с кризисом — они могли бы предотвратить его, если бы были реализованы ранее. «В первую очередь нужно как можно эффективнее противостоять протекционизму», — говорит Алексей Моисеев. «Пора уже не ограничиваться заявлениями, а подписать обязательные для исполнения документы, запрещающие протекционистские меры», — замечает Игорь Николаев. Вторым важным шагом было бы избавление от проблемных, «дутых» активов, например через их списание, считает г-н Николаев.

Старший стратег BGC Partners Говард Уилдон опасается, что на встрече каждый министр будет преследовать интересы собственной страны, а «различия в нуждах и подходах конкретных стран слишком велики». Потому министры лишь постараются согласовать формал
ьную повестку к апрельской встрече глав 20 государств. Это создаст хотя бы видимость совместных усилий в борьбе с кризисом. При этом он отметил, что «рецессия, похоже, грозит неминуемо перерасти в депрессию». С точки зрения недопущения этого американский подход выглядит более эффективным и перспективным, считает Говард Уилдон.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *