Важным фактором внутриэлитного противостояния в Алжире является двойственная позиция Запада по отношению к одному из его главных участников – генералу Мохаммеду Медьену, шефу алжирских спецслужб, выпускнику Высшей школы КГБ. От исхода этой борьбы зависят и многомиллиардные российские контракты в североафриканской стране.
Генерал Медьен по прозвищу Тауфик (что по-арабски означает «Счастливчик») возглавляет алжирскую спецслужбу DRS. Между ним и президентом Абдельазизом Бутефликой идёт сейчас жёсткая борьба. Противникам генерала удалось добиться отставки его ближайших сподвижников и ослабить DRS за счёт выделения из спецслужбы ряда подразделений, переданных армейским структурам. За происходящим в Алжире пристально наблюдают в западных столицах.
Позиция Запада неоднозначна. В устранении Медьена прежде всего заинтересована Франция. Генерал – участник антиколониальной войны 1954–1962 годов — не скрывает своих антифранцузских настроений. Парижские недоброжелатели Медьена утверждают, будто шеф DRS подчинил себе исламистские террористические группировки и ориентирован их против европейских стран.
Однако отношение США к Медьену не столь однозначно. Хотя генерал и считается проводником российских интересов. Промосковская ориентация и особенно «контролируемый экспорт исламизма», конечно, вызывают определённое беспокойство в Вашингтоне. Но не настолько серьёзное, чтобы желать его падения (или даже снижения влияния). Американские коллеги Тауфика убеждены: ради дальнейшего сотрудничества в антитеррористической сфере необходимо сохранять с ним связи. В Алжире нет никого, кто бы лучше Медьена владел ситуацией и знал её «изнутри». Это и обеспечивает политическое выживание генерала.
«Антитеррористический союз» Медьена с американцами поддерживается не только профессиональной общностью, но и личным сопереживанием. 11 сентября 2001 года шеф DRS находился в Пентагоне и принял удар террористов. Тауфик с выгодой использовал это обстоятельство. Он первым, на месте событий, поддержал США в борьбе против исламского терроризма, заявив о себе как об одном из ключевых союзников. Одновременно Медьен сохранял и связи с Москвой.
Но это было во времена Джорджа Буша-младшего. Администрация Обамы проводит иной курс. Сомнительно, чтобы Вашингтон любой ценой отстаивал сейчас генерала Медьена. Тем не менее, заинтересованность в преемственности антитеррористического сотрудничества с Алжиром налицо. А никто, кроме Тауфика, этого не гарантирует.
Но если Медьен и выстоит в политическом противоборстве с президентом, в ближайшие годы 75-летний генерал всё равно сойдёт со сцены. Поэтому уже сейчас США — а также и России — необходимо найти ему адекватную замену. Если этого не сделать, ситуация в нестабильном регионе существенно осложнится. Крупные игроки рискуют утратить управляемость политическими процессов в Сахеле и в Северной Африке в целом. Которая уже сейчас пребывает под большим вопросом.
В последние недели, на фоне проведения президентских выборов, ожесточённость алжирской схватки в верхах несколько ослабла. Но в обозримом будущем она возобновится.