Мирный процесс на Ближнем Востоке выглядит марафоном без финишной черты. Война в Сирии продолжается с большей интенсивностью, нежели три года назад. Израиль готовится к новой эскалации насилия в секторе Газа и на Западном берегу. Но события в Украине и в Крыму отвлекли внимание мирового сообщества от ближневосточных проблем.
29 апреля 2014 года истекает девятимесячный срок, отведенный американским госсекретарём Джоном Керри на достижение палестино-израильских договорённостей о мирном урегулировании. Казалось бы, США со своей стороны предоставили все условия для налаживания мирного диалога. В прошлом году Керри приступил к реализации инициативы рамочного соглашения для будущего мирного договора. Белый дом оказывал постоянное давление на Иерусалим, добиваясь уступок Рамалле. В качестве жеста доброй воли правительство Биньямина Нетаньяху согласилось освободить 100 палестинских заключённых, но строительство еврейских поселений продолжилось, невзирая на возражения США и Евросоюза.
И вот вчера премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху выступил с заявлением, в котором обвинил палестинскую сторону в провале переговоров. США приложили немало усилий, чтобы помирить Израиль и Палестину. Но как верно заметил Керри, нельзя заставить лошадей пить, даже когда их привели на водопой.
Казалось бы, причём здесь Украина? Но, если всмотреться, станут заметны некоторые общие структурные черты конфликтов.
Украино-российское противоборство приобретает затяжной характер. Крым отторгнут от Украины. К счастью войны удаётся избегать. Москва использует традиционные рычаги экономического давления на Киев, повышаются цены на энергоносители. Но важно, что противостояние обрело идеологический характер по линии «свобода-диктатура». Такие – ценностные — конфликты носят особо ожесточённый характер. И тут мы видим сходство с ближневосточной схваткой еврейского демократического государства и арабо-мусульманского мира, вдохновляемого иными жизнесмыслами.
Многие аналитики задаются вопросом: на чьей стороне выступит Израиль при дальнейшем усугубления украинского кризиса? В официальном заявлении главы израильского МИД Авигдора Либермана подчёркивается, что революция в Украине не имеет ничего общего с событиями на Ближнем Востоке. Прямых совпадений действительно нет. Но характерно, что об этом поспешили громогласно объявить…
Формально руководство Израиля придерживается нейтралитета между Киевом и Москвой. Но геополитическая ситуация в мире стремительно меняется, и во многом под влиянием украинских событий. Эхо революции, совершившейся на Украине, докатилось и до Израиля. В начале марта в Тель-Авиве прошли массовые манифестации в поддержку украинского народа. Русскоязычные израильтяне в большинстве своём склонны поддерживать идеи Майдана. На демонстрациях и митингах в Тель-Авиве активисты призывают правительство России отказаться от аннексии Крыма.
Но настроения улицы не слишком волнуют правительство, которое руководствуется во внешней политике государственными интересами. Израиль продолжает рассматривать Россию как важнейшего стратегического и экономического партнёра. Биньямин Нетаньяху продолжает борьбу с терроризмом в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан. Владимир Путин усиливает меры против терроризма на Северном Кавказе. Эта очевидная общность учитывается обеими сторонами.
Есть и ещё один немаловажный фактор. В антиукраинской информационной войне власти РФ делают упор на понятие «бандеровской опасности». Как воспринимается евреями всего мира имя лидера украинского национализма, не приходится пояснять. «Правому сектору» приписываются террористические намерения – у израильтян возникают аллюзии с ХАМАСом и «Хизбаллой». С очевидной целью публикуются исторические материалы о действиях ОУН-УПА семидесятилетней давности. Педалирование «бандеровской» темы в официальной пропаганде и дипломатии РФ имеет одной из задач воздействие на позицию Запада через еврейскую общественность.
Вместе с тем, в Израиле растет беспокойство в связи с угрозой новой глобальной «Холодной войны». Ведь сейчас в нашей стране очень модно обвинять некий мистический «Запад» (в неясных, кстати, очертаниях – то ли США, то ли НАТО, то ли «еврейский капитал», то ли «мировая закулиса») во всех злодеяниях, которые творятся от Кении до Украины.
Многие израильские политики, дипломаты и журналисты, близкие к правительству Нетаньяху, критикуют США и Евросоюз за чрезмерную лояльность к палестинцам. Вашингтон и Брюссель, в свою очередь, выговаривают за строительство еврейских поселений на Западном берегу. Кое-где в Европе доходит до бойкота израильских товаров, произведённых на оккупированных территориях. Украинский кризис заставил переключиться на санкции против России. В этих условиях нельзя исключать сближения Москвы и Тель-Авива.
В экспертном сообществе обсуждается даже перспектива вступления Израиля в Таможенный союз. Разговоры такого рода до сих пор доносились из либермановского МИДа. В декабре прошлого года дипломатическое ведомство Израиля сообщило о «значительном прогрессе на переговорах о зоне свободной торговли между еврейским государством и Россией, а также другими государствами, входящими в Таможенный союз – Беларусью и Казахстаном».