Администрация Петербурга приняла решение об изъятии для государственных нужд четырёх зданий Кондратьевского жилмассива. Как полагают градозащитники, эти дома будут демонтированы, а на их месте вырастет очередной куст безликих многоэтажек. Большинство строений жилмассива действительно находятся в плачевном состоянии, но грамотная реновация вполне могла бы спасти от сноса ценный памятник архитектуры двадцатого века.
r
Кондратьевский жилмассив мозолит глаза Смольному уже не первый год. Расселять его начали ещё в 2007-м, спустя два года Валентина Матвиенко заявила, что он будет полностью освобождён к 2011-му. Но воз и ныне там. Расселение идёт медленно, и стало особенно тормозиться после того, как жилмассив был включён в «Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность». В 2012 году его попытались снести, ссылаясь на историко-культурное обследование ООО «Ленстройуправление». Но КГИОП отклонил результаты этой экспертизы. Возможно, теперь, для того чтобы ускорить процесс, чиновники и решили взять его под свою опеку и даже выделить часть бюджетных средств на выкуп приватизированных квартир.
Кондратьевский проспект и прилегающие к нему территории — помесь спального района с промышленной зоной. Одно из самых унылых, запущенных и депрессивных мест в городе. Несмотря на близость к центру, хорошие коммуникации и бурную строительную активность по соседству. Здесь нет модных ныне торгово-развлекательных и даже более-менее значимых офисных центров. Даже днём прохожих на проспекте можно встретить не больше, чем в отдалённом райцентре в самой дальней глубинке Ленобласти. Вечером — тем более. Весёлых компаний, молодёжи нет и в помине даже в самую романтичную белую ночь. Разве что под новый год окрестности оглашает гром салюта, устроенного в бывшем казино «Гигант-холл». Туристические справочники, кажется, даже не подозревают о существовании этих окраин, ограничивая перспективу Финляндским вокзалом.
А между тем, посреди этого тоскливого убожества есть реальная и несомненная жемчужина. Тоже слегка потускневшая и поцарапанная, но представляющая настоящую ценность. Кондратьевский жилмассив построенный в 1928—1931 годах по проекту архитекторов Григория Симонова, Льва Тверского, Ивана Капцюга и Тамары Каценеленбоген. Тем, кто знаком с историей архитектуры эти имена говорят многое. Прежде всего, о краткой, но яркой эпохе советского конструктивизма.
Этот жилмассив — один из первых в Ленинграде. Был построен для рабочих Выборгской стороны. И разумеется, имеет все недостатки тогдашней строительной концепции — неудобная планировка, отсутствие ванных комнат, крошечные кухни. Однако это не повод уничтожать целый квартал. Ведь никому не приходит в голову сравнять с землёй сотни хрущёвок из-за того, что в их кухнях трудно развернуться и одному человеку. Или сносить чуть не половину зданий в историческом центре Северной столицы из-за того, что двести лет назад ванные комнаты в доходных домах не предусматривались. Кстати, на реновацию исторического центра предусмотрено потратить 69 миллиардов рублей городского бюджета и 35 —федерального. Причём начнётся она с тех домов, где за последние полтора десятка лет проведены капитальные ремонты, отремонтированы или полностью заменены коммуникации и инженерные сети. Возможно, если не задаваться целью непременно потратить все средства, а сэкономить хотя бы на этом, денег хватило бы и на реновацию Кондратьевского жилмассива.
Тем более, что согласно Стратегии социально-экономического развития Петербурга до 2030 года, которую презентовали чиновники в конце 2013-го (стоимостью 36 миллионов рублей), всё идёт к тому, что Санкт-Петербург вскоре догонит и перегонит самые комфортные города Европы. А каждый городской район превратится в оазис благополучия. Может быть, стоит начать с того, где пока ещё не всё соответствует идеалу. Чтобы начать хотя бы выравнивать ситуацию по городу.
Конечно, бессмысленно превращать Кондратьевский жилмассив в очередной арт-квартал, как это планируется с Апраксиным двором и «Крестами». Но в полутора десятках зданий, наверняка найдётся место и для уютных кафе, и для интересных магазинчиков, и для коворкингов. Конечно, основная функция должна остаться прежней, то есть жилой. Но необычный, ухоженный и привлекательный квартал может вдохнуть жизнь во всю окружающую территорию. Конечно, если не будет огорожен высоким и прочным забором.