Лучше инвестиции в производство, чем доходы от продажи нефти. К этой установке можно добавить одно: кто бы сомневался. Такие ритуальные фразы давно пропускаются как шум. Едва ли она была бы замечена теперь, если бы не автор: председатель Центрального банка РФ Эльвира Набиуллина. Человек, главный в стране по деньгам, может сказать что угодно – всё равно внимательно выслушают.
Высказывание Набиулиной прозвучало в телепрограмме «Познер». В полном виде оно формулировалось даже глубже: «Доходы от нефти инвестировались в экономику, в промышленность и строительство. Сейчас цены на нефть высокие, но не постоянно растущие. Поэтому модель развития надо менять». Новая модель должна обеспечить инвестиции в производства не добывающей, а обрабатывающей промышленности. Причём высокотехнологичные и конкурентоспособные. Желательно инновационные. Короче, привет креативному классу. Займитесь, господа, делом.
Но проблема, по фактическому признанию главы Центробанка, в том, что в стране пока отсутствуют условия для продуктивного инвестирования. Отсюда низкие темпы экономического развития (если точнее, практически минусовые, но так прямо сказано не было). Прогноз ЦБ на 2014 год — 2%-ный подъём. «Это не те темпы, которые нам нужны», — политкорректно отметила Набиуллина. И не стала уточнять, в чём причины столь незавидного положения вещей. Модель устарела – вот и всё.
Каким же образом Центробанк намерено бороться с пережитками старых времён? Получены полномочия для пресечения сомнительных финансовых операций, идёт известная чистка банковской системы. Расширились возможности по отслеживанию, контролю, блокированию неблагонадёжных клиентов, типа «отмывочных» фирм. Количество коммерческих банков, у которых ЦБ в последние месяцы отозвал лицензии, исчисляется десятками.
Всё это так. Но это служба финансовой полиции, а не института, регулирующего денежными средствами общеэкономическое развитие. Институциональная задача главного банка страны – стимулировать частных инвесторов, о чём сказала сама Эльвира Сахипзадовна. Но для этого требуется ограничение перманентной экспансии ведомств и госкомпаний. А таких возможностей ЦБ РФ никто не предоставляет. Экономические потребности страны входят в противоречие с политическими интересами власти.
Практически одновременно с председателем ЦБ выступил в кулуарах Давосского экономического форума министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев. Он анализировал более узкую тему – падение курса рубля, замеченное в последнее время даже не самыми грамотными в финансовых вопросах людьми. Доллар вплотную приблизился к 35 рублям, евро обновил рекорд почти пятилетней давности, превысив 47 рублей.
Эксперты объясняют это целенаправленным давлением на рубль со стороны международных спекулянтов, уже «поураганивших» на азиатских и латиноамериканских рынках. Центробанк две недели назад фактически прекратил валютные интервенции. Министр торопится успокоить насторожившиеся массы: это «рабочий момент», не надо выстраиваться в обменные очереди. И вообще, отметил Улюкаев, ослабление национальных валют – глобальная тенденция, характерная для развивающихся государств. Тут не мешало бы уточнить, какое значение вкладывается в данный термин. Есть современное понятие «быстроразвивающиеся рынки», относимое к БРИКС и CIVETS. Но не все ещё забыли, что не так уж давно «развивающимися странами» политкорректно называли весь Третий мир, вплоть до Гаити…
Впрочем, в снижении курса Улюкаев увидел и положительную сторону: «Это сигнал изменения отношения инвесторов к качеству активов». Фраза довольно размытая, не вполне ясно – каких инвесторов, в каком направлении изменение, каково качество активов. Ничего не проясняет и дополнение: «По набору объективных показателей больше шансов на некоторое ослабление рубля, чем на его укрепление».
Зато вполне чётко было сказано о перспективах государственной поддержки российских производителей: «Возможностей не вижу». Из этого можно сделать вывод и по предыдущей теме: рубль ослабевает вместе с экономикой в целом. Инерционное развитие, запущенное на сырьеэкспортных доходах 2000-х годов, останавливается. А других ресурсов не видно. Причины те же, что и пропущенные в выступлении Набиуллиной. Экономика, продолжающая политику – вот та самая устаревшая модель. Устаревшая вместе с политикой.