Несколько месяцев подряд Пекин и Токио проводят манёвры в Восточно-Китайском море. Конфликт из-за островов Сенкаку (Диоюйдао) приобретает затяжной характер. Военные корабли КНР патрулируют акваторию спорных островов. Это вызывает постоянные протесты японской стороны. Все чаще конфликтующие стороны задействуют в патрулировании морских границ авиацию, что ещё больше способствует росту напряжённости. Очередной инцидент произошел в районе островов Сенкаку 7 января 2014 года, когда Япония подняла в воздух истребители для перехвата самолёта Государственного океанографического управления Китая.
Напомним, что в 2012 году архипелаг Сенкаку был выкуплен Японией у частных владельцев, но Китай отказался признавать правомерность этой сделки. У Пекина имеются свои исторические аргументы в пользу принадлежности Диоюйдао КНР – острова находились под китайской юрисдикцией начиная с XV века, и только в 1895 году японцы захватили архипелаг Сенкаку. Вторая мировая война окончательно спутала все карты: спорные острова оказались под оккупацией США. В 1971 году они были возвращены Японии.
Повышенный интерес двух государств к островам Сенкаку во многом объясняется наличием значительных запасов нефти и газа на континентальном шельфе. В то же время вопрос о дипломатическом урегулировании спора остаётся открытым. Китай и Япония в 2013 году предприняли ряд шагов для возобновления консультаций о принадлежности архипелага, но переговоры завершились безрезультатно. Теперь Токио намеревается присоединить к территории страны еще 280 островов. В заявлении, перепечатанном ведущими мировыми информагентствами, говорится, что острова, находящиеся в пределах японских территориальных вод и не имеющие владельца, будут национализированы. Соответствующая программа была принята Токио пять лет назад, в её рамках национализированы 99 островов.
Наблюдатели отмечают, что дальнейшее расширение владений Японии в Восточно-Китайском море может вызвать серьезную озабоченность соседей. Тем более, что территориальный спор из-за островов Сенкаку – далеко не единственный в регионе. Так, между Южной Кореей и Японией существуют разногласия в вопросе о принадлежности островов Токто (японское название — Такэсима). Продолжается конфликт из-за архипелага Спратли, на который претендуют Китай, Бруней, Малайзия, Филиппины и Вьетнам.
Японское правительство продолжает готовить почву для отказа от соблюдения норм послевоенной конституции, запрещающей использовать вооружённые силы в разрешении территориальных споров. Сильная профессиональная армия необходима Японии для отстаивания своих национальных интересов перед лицом растущей военной мощи Поднебесной. Скорее всего, изменения в конституции вступят в силу после 2020 года, когда в Токио пройдёт Олимпиада.
В Пекине не скрывают разочарования политическим курсом правительства Синдзо Абэ. Официальные лица КНР все чаще выступают с призывами к Японии не допустить пересмотра итогов Второй мировой войны. Недавние посещения премьером Синдзо Абэ и министром по административным делам и коммуникациям Ёситакой Синдо храма Ясукуни — в котором хранятся памятные таблички с именами японских воинов, погибших «за императора и Великую Японию» — вызвало осуждение Пекина. Представляющая МИД КНР Хуа Чуньин назвала этот поступок очередной попыткой официального Токио «пропагандировать военных преступников милитаристической Японии, отвергнуть результаты антифашистской войны и бросить вызов послевоенному устройству мира». Внешнеполитическое ведомство Пекина требует от японской стороны «глубокого раскаяния в ошибках прошлого» и «исправления ошибок».