За многочисленными выступлениями медиков и учёных в 2013 году совершенно незамеченными остались протесты, связанные с транспортом. Причём касаются они городских перевозчиков. В большинстве городов транспортная сфера находится в весьма плачевном положении. Среди регионов положительно выглядит, пожалуй, только Вологда: регулярно обновляется техника, в городе действуют троллейбусный и автобусный заводы.
В то же время только в СЗФО в этом году либо бастовали, либо грозили забастовкой водители Карелии и Коми. Также в стране прогремели акции шофёров Хакасии, Бурятии и Забайкальского края. В Северодвинске в этом году местное ПАТП было даже ликвидировано, а его бывшие работники требовали через суд признать своё увольнение незаконным.
О намерении бастовать объявляли летом водители петрозаводских троллейбусов. Убытки предприятия вылились в массовую невыплату зарплаты. Ситуация стронулась только после вмешательства трудовой инспекции. Впрочем, остались проблемы с платежами за электроэнергию, благодаря которой троллейбусы приводятся в движение. Из-за этого был момент, когда «рогатые» перестали выходить на линию. Однако и эта проблема волевым решением была урегулирована.
В начале декабря забастовку из-за долгов по зарплате объявили водители Ухты. Произошло это при поддержке официальной профсоюзной ячейки. Это означает, что все возможные пути решения проблемы были исчерпаны, ведь ФНПР всегда отличались весьма мягким подходом к работодателю, порою граничащим с соглашательством. До этого пытались бастовать и водители Сыктывкара.
4 декабря ожидалась забастовка водителей мусоровозов в Рязани. Как выяснилось, объявившие стачку сотрудники «Рязань ЭкоСервис» заблокировали выезд мусоровозов легковушками. По словам руководства компании, недовольными оказались сотрудники, не прошедшие переаттестацию.
Начало октября ознаменовалось конфликтными ситуациями на городском транспорте в Абакане и Улан-Удэ. В бурятской столице шофёры были обеспокоены тем, что корейские микроавтобусы Istana, не прошедшие сертификацию, могут быть сняты с линий уже с 1 января. И это при том, что они составляют около трети парка. Для перевозчика это означает убытки, а для водителей потерю работы.
Ситуация в столице Хакасии отличается в корне. Там перевозчики борются с местной властью за повышение тарифов на проезд. Это означает, среди прочего, повышение зарплат работникам. Поэтому водители весьма охотно поддерживают такие акции. Кстати, в Улан-Удэ в этом году также были похожие протесты. В ноябре было объявлено о таких же планах красноярских транспортников, но пока что они не сбылись, в отличие от южного соседа.
Сходная ситуация наблюдалась и в Вологде. После выборов мэра 8 сентября транспортники резко усилили давление на городскую власть, которая обещала не поднимать тарифов. Они даже грозились срывами в работе – дескать, текущий тариф не позволяет поддерживать технику в должном состоянии. К тому же, необходимость установки модулей ГЛОНАСС на автобусы очень сильно ударило по карману владельцев. С 1 ноября базовый тариф поднялся с 16 до 20 рублей, а объявлено об этом было всего за несколько дней.
В ноябре едва не состоялось перекрытие фурами одной из трасс в Подмосковье. Дальнобойщики протестовали против работы «службы одного окна», которая, среди прочего, выдаёт пропуска на въезд большегрузов в столицу. По словам председателя профсоюза, из-за ошибок в программе за весь октябрь департамент выдал всего несколько пропусков, хотя в сентябре их было выдано более 50 тысяч.
Из акций, не связанных с автотранспортом, особняком идут два конфликта. Первый – связан с профсоюзом лётчиков «Аэрофлота». Второй – социальный взрыв в Амурской области, вызванный оптимизацией структуры РЖД. То и другое пока что ничем не закончилось. Лидеры лётного профсоюза находятся под арестом, а в Ерофее Павловиче протесты были успокоены обещаниями. К тому же, в итоге, по сообщениям официальных источников, после закрытия депо совсем без работы осталось не так уж и много людей.
Акции транспортников пока ещё носят в целом стихийный и разрозненный характер. Но тенденции всё же налицо. Если одни бьются за элементарное выживание, то другие прессингуют власти с целью повышения тарифы. Но любой намёк на возможные транспортные сбои создаёт определённые проблемы для властей. Ведь остановка транспорта чревата социальным взрывом в отдельно взятом муниципалитете. Поводов для недовольства населения в последнее время и без того всё больше. Поэтому власти предпочитают откупаться, нежели идти на затяжные конфликты.