Неожиданная отставка вице-премьера САР Кадри Джамиля, главы «пророссийской партии» в сирийском руководстве, стала попыткой манёвра Башара Асада перед мирной конференцией в Женеве. Президент отстранил вице-премьера две недели назад, но обсуждение версий происшедшего продолжается до сих пор.
Официально Джамиль был отправлен в отставку, поскольку отсутствовал на правительственных встречах и не выполнял свои непосредственные обязанности, а также «без согласования с правительством вёл деятельность за рубежом». Речь в данном случае идет о встрече Кадри Джамиля в Женеве с американской делегацией. Сделано это было в рамках подготовки к мирной конференции «Женева-2». Однако такие объяснения малоубедительны.
Среди причин отставки называли даже конкуренцию с Джамилем, которая якобы вызывала опасения Асада. Но эти утверждения не выдерживают критики в силу несопоставимости политического веса действующего сирийского президента и отставного вице-премьера.
Примечательно, что информация об отставке Кадри Джамиля появилась в момент его поездки в Москву. Это породило определённые опасения: не сигнализирует ли Асад Кремлю о готовности развернуть свой курс? Однако поступать подобным образом в отношении России, которая остаётся главным союзником сирийского режима, было бы опрометчиво.
Немалую роль в судьбе Джамиля сыграли неудачи экономического блока, который он курировал в правительстве. В частности, одной из главных его задач было регулярное получение от России денежных кредитов и топлива в обмен на сырую нефть. Это удалось лишь отчасти. Несколько миллиардов долларов так и не были получены от российского союзника. Основным спонсором сирийского режима продолжал оставаться Иран.
Позиционирование Кадри Джамиля в качестве «российского ставленника» было скорее попыткой выдать желаемое за действительное. В действительности лидера особой «российской партии» в Сирии попросту нет. Хотя при желании Кремля её можно было бы создать в армейском командовании, учитывая тесную привязку сирийских военных к России.
Для понимания происходящего важно отметить, что Кадри Джамиль ранее являлся одной из главных фигур среди сирийских коммунистов. Сейчас же он руководит умеренно-оппозиционным «Народным фронтом за перемены и освобождение». Эта структура выступает за либерализацию режима невооружёнными методами и при этом активно сотрудничает с режимом. Нельзя исключать, что Джамиль действительно мог заявить в Женеве нечто «лишнее». Например, относительно участия в предстоящей мирной конференции представителей всех оппозиционных сил. Тогда как сам Башар Асад категорически против диалога с радикальными противниками режима.
В интервью западной прессе Джамиль уже давал отличающуюся от официоза информацию о положении в Сирии. Правительственные рупоры ведут пропаганду в духе «победа близка». Бывший же вице-премьер характеризовал сложившуюся ситуацию как патовую — ни одна из сторон не в состоянии добиться победы на поле битвы.
Заметно отличался Кадри Джамиль от Башара Асада и в оценках действий США. Так, если сирийский президент в октябре 2013 года называл своего американского коллегу «вралём», то вице-премьер, напротив, похвалил Барака Обаму за конструктивное изменение прежде непримиримой позиции и за желание сесть за стол переговоров.
Впрочем, подобные моменты вряд ли могли быть решающими при снятии Джамиля с должности. Он сглаживал многие противоречия. Следует напомнить, что на майских парламентских выборах 2012 года его организация фактически играла роль спойлера, придававшего легитимность голосованию, которое бойкотировало абсолютное большинство оппозиционных структур. По сути, за это он и получил пост вице-премьера.
Примечательно, что сам Джамиль и после своего увольнения не выпал из обоймы. Он заявил, что это «не повлияет на позиции нашего Фронта относительно путей урегулирования сирийского кризиса через диалог, через поиск политического решения». И это не случайно. Кадри Джамиль будет успешно подыгрывать президенту Башару Асаду как представитель «карманной оппозиции» в ходе переговоров в Женеве. Его роль должна сводиться к нежёсткой критике правящего режима и пропаганде против радикальной оппозиции, отказывающейся от «национального диалога».