На алюминиевом заводе в карельском посёлке Надвоицы остановлено уже три цеха, работает лишь один. Работает в убыток из-за высоких цен на электричество. Причём проблемы карельских металлургов пребывают в тени шумной истории на уральском БАЗе. Оба предприятия входят в состав корпорации «Русский алюминий» Олега Дерипаски. И оба подлежат если не полному закрытию, то консервации. Говорят и о щадящем варианте – частичном закрытии с сохранением части производства. Но это уже смотрится как формальность.

Решение об остановке производств принято ещё в августе. Было объявлено об остановке производства на «наименее эффективных заводах алюминиевого дивизиона «Запад». По мнению экспертов, такая мера в отношении сразу четырёх предприятий поможет «Русалу» экономить до полутора сотен миллионов долларов в год. Называли как раз четыре предприятия, в их числе Надвоицкий и Богословский алюминиевые заводы. Власти всячески пытаются сохранить лицо, упорно заявляя, что производства остановлены не будут. Но происходящее подтверждает обратное.

Волгоградский алюминиевый завод, также «попавший под нож», полностью остановлен в конце сентября, а с 1 ноября, как официально анонсировано, находится в режиме консервации. Уже в сентябре, рабочие под «Прощание славянки» жали на рубильник, останавливая производство. Для них очевидно, что больше предприятие не заработает. Реального опыта расконсервации никто не припомнит, она существует только в теории.

Проблема функционирования обоих комбинатов жёстко завязана на цену на электричество. Пытаясь сбить цену, «Русал» купил в августе Богословскую ТЭЦ. «Покупка станции даст возможность снизить себестоимость производства глинозёма на Богословском алюминиевом заводе и повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции. На глинозёмном производстве в Краснотурьинске будут полностью сохранены рабочие места», – говорилось в пресс-релизе компании. Любопытно, что произошло это всего за несколько дней до объявления о радикальных мерах в отношении производств.

В Надвоицах проблема покупки местной Ондской ГЭС не решена до сих пор. Она принадлежит «Газпром энергохолдингу». Его глава Денис Фёдоров считает вероятность продажи крайне низкой. Алюминиевую компанию не устраивает цена актива, а заплатить она готова лишь втрое меньшую сумму. Впрочем, в «Газпром энергохолдинге» предложили снизить цену электроэнергии. По мнению Фёдорова, такие варианты есть, но для этого нужно уже в этом году внести изменения в действующее законодательство.

Важно, что социальная ситуация в Надвоицах и Краснотурьинске, где находится «товарищ по несчастью» БАЗ, несколько различная. Если на Урале, несмотря ни на что, по-прежнему сильна промышленность, то в Карелия количеством реальных производств, мягко говоря, не блещет. В Краснотурьинске вместо закрытого БАЗа открывают промпарк, куда смогут перейти хотя бы некоторые рабочие. В Надвоицах такой альтернативы нет, поэтому там произойдёт резкое ухудшение социальной ситуации. Подобно архангельской Няндоме и вологодскому Красавину.

Сокращение производства на БАЗе привело к массовым акциям протеста. В Надвоицах ситуация совершенно обратная. И проблема тут в большей степени касается менталитета. На Урале живы давние традиции рабочего движения. В северной глубинке серьёзная промышленность вообще появилась совсем недавно, если судить в историческом масштабе. Причём советская система, при которой эта промышленность была сформирована, совсем не способствовала рабочей социальной активности.

В Краснотурьинске события развиваются по иному сценарию. На прошлой неделе профсоюз БАЗа опубликовал открытое письмо, в котором рабочие потребовали отставки свердловского губернатора Евгения Куйвашева. Понятное дело, оно бы не появилось, не будь в региональном центре желающих отправить губернатора в отставку. Проблемы местной элиты, обострившиеся после победы Евгения Ройзмана на выборах мэра Екатеринбурга, пришлись ко двору в ситуации на БАЗе. В противном случае, рабочие вышли бы на массовый митинг. Выходит, протест был умело канализирован.

Ситуация патовая. Никакие заявления региональных властей её пока не меняют. Учитывая, что экономика сокращается везде, равно как и поступления в бюджеты, ни один регион не возьмёт на себя нагрузку по выходу из кризиса. Особенно ударил кризис по карельским финансам – в следующем году 92% республиканского бюджета будет потрачено на социалку, а не на развитие. Проблема может быть решена только при наличии политической воли на федеральном уровне. Да и то речь идёт о вмешательстве в работу материнской компании, как это было в 2009 году в Пикалёве. Кстати, там проблемы были связаны с компанией, также имеющей отношение к Олегу Дерипаске

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *