Более десятилетия нашей национально-государственной идеей является непростое, но ясное понятие: конкурентоспособность. «Слабых бьют» — эти слова Владимира Путина звучат содержательнее пространных философствований и аналитических выкладок. Держать удар и выигрывать. Во всех сферах – экономике, политике, технологиях. На всех уровнях – предприятия, региона, государства. Если верить очередному докладу Всемирного экономического форума, за последний год Россия в этом продвинулась.
Знаменитая Давосская структура выпускает такие рейтинги уже треть века. Первый доклад о глобальной конкурентоспособности появился в 1979 году. России тогда не было на картине мира. Оценить конкурентоспособность СССР было крайне затруднительно. Да и вообще мир был не столь глобален, что вывести универсальные критерии. Иное дело теперь.
Год назад наша страна располагалась на 67-й строке. В нынешнем рейтинге – подъём на три позиции, это заметная динамика. 64-е место из 148-ми не назвать высоким показателем для такой страны, как РФ. Поэтому особенно важно зафиксировать движение вверх. Наши соседи в рейтинге – Венгрия сверху и Шри-Ланка снизу.
Венгрия: небольшая восточноевропейская страна, некогда оккупированная СССР, восстававшая, добившаяся статуса «самого весёлого барака в соцлагере», относительно спокойно вывернувшаяся из-под Москвы, ныне «окраина» Евросоюза. По объёму ВВП внизу шестой десятки. Шри Ланка: остров в Индийском океане, цейлонский чай, этноконфессиональные конфликты, ВВП ниже венгерского. Вот в такой компании Россия с её девятым ВВП мира.
Опережают Россию в глобальной конкуренции все семь партнёров по «Большой восьмёрке», все четыре партнёра по БРИКС и два из шести участников третьего мирового клуба – CIVETS (впереди РФ Индонезия и Турция). Португалия, перегонять которую предписано больше десяти лет назад, всё кщё в отрыве – на 51-м месте. Даже несмотря на увязание в трясине финансового кризиса.
Во главе списка пятый раз подряд красуется Швейцария. За ней – Сингапур и Финляндия. И лишь далее – ФРГ и США. Закругляют первую десятку Швеция, Гонконг как автономный район КНР (сам Китай на 29-м месте, гораздо ниже 12-го Тайваня), Голландия, Япония и Британия. На противоположном полюсе – Мьянма, Буркина Фасо, Мавритания, Ангола, Гаити, Сьерра-Леоне, Йемен, Бурунди, Гвинея и замыкающий Чад. Комментарии излишни.
Какие факторы явились составляющими российского подъёма? Прежде всего финансовая политика. Если конкретно — сведённый в плюс бюджет и низкий госдолг. Рубль упрочил позиции благодаря монетарному неолиберализму Минфина, продолжающему кудринский курс. Оборотная сторона – нехватка инвестиций и недообеспечение социалки. Но данные параметры оцениваются в ином разрезе.
По другим критериям российские показатели не впечатляют. Если устойчивость бюджета охарактеризована престижной 19-позицикй, то финансовый рынок – провальной 121-й, а уровень доверия к финансовой системе – обвальной 132-й. Состояние общественных институтов тянет лишь на 119-ю. Способность к инновациям – 78-я в мире, и это близко к концу, поскольку у десятков стран она считается отсутствующей вообще. Рынок труда – 72-й, степень конкурентности – 135-я. Положительны, правда, ещё два показателя: объём внутреннего рынка (8-е место в мире) и массовое распространение высшего образования (47-е место). Но первое, что называется, «подарено природой», а второе унаследовано от «старого порядка» и сейчас скорее деградирует.
Если подытожить, картина вырисовывается следующая. Государственный культ конкурентоспособности даёт эффект лишь на одном направлении. Причём бюджетная политика наращивания профицита проводилась бы и без этого культа. Хотя бы потому, что соответствует коренным интересам правящего слоя.
Иное дело – производительность труда, эффективность применения ресурсов, повышение уровня и качества жизни. То, что составляет основу и результат конкурентоспособности. Но с этим гораздо сложнее. В отличие от государственной бюджетной политики, производство и социальное развитие – дело общества. Тут нужен независимый бизнес, активные гражданские структуры. А их усиление ставит под вопрос полновластие госаппарата. И потому жёстко пресекается в силу характера правящего режима. Примеры предпринимателя Барсукова, банкира Лебедева, общественного деятеля Ройзмана весьма показательны. В мировой конкуренции приходится уступать, но властям бывает важнее побеждать в конкуренции с подданными.


797569 990242Fantastic post will probably be linking this on a few web sites of mine keep up the great work. 9753
531598 243134I enjoy what you guys are up too. Such clever function and exposure! Keep up the really good works guys Ive incorporated you guys to my own blogroll. 7105