Современный облик приморских городов Европы во многом сформировало развитие их прибрежных территорий. Пик реализации новых проектов на европейских побережьях пришёлся на последние 30-50 лет. Как можно использовать в освоении прибрежных зон в Петербурге опыт ближайших соседей – этот вопрос, пожалуй, больше всего интересовал российских экспертов в ходе выездной дискуссии Форума «Будущий Петербург» на тему «Waterfront development: новые подходы, технологии, социально-экономические эффекты», прошедшей 27 августа в Хельсинки.
Развитие территории побережья требует стратегических решений, закреплённых в соответствующих документах. Принятию этих решений не должно мешать даже отсутствие денег в бюджете, считают петербургские специалисты по градопланированию. Так, по словам заместителя генерального директора НИПИГрад Михаила Петровича, «мы уже сейчас должны осмыслять новую судьбу побережий, формулировать главные задачи, защищать перспективные территории от случайного использования». Впрочем, эксперт уверен, что всерьёз ответить на вызовы, которые связаны с обновлением береговой линии Петербурга, сможет ответить даже не новое поколение, то есть петербуржцы, которым сейчас 20 лет, а поколение их детей. Суть развития прибрежных территорий Северной столицы – не редевелопмент, а переосмысление, подчеркнул Михаил Петрович. Материала для работы много: общая длина побережий петербургских водоемов в черте города – 2500 километров, из них 270 километров – береговая линия Финского залива, 130 километров – Невы, остальное приходится на берега небольших рек и озер.
Опыт Хельсинки по развитию прибрежных территорий вызвал у петербургских специалистов особый интерес. «Обилие воды в городе – и в центре, и на окраинах – особенность, которая роднит Петербург и Хельсинки» – считает руководитель проекта «Будущий Петербург» Елена Кром. Тем не менее, она отметила, что оба города по-разному распоряжаются прибрежными ресурсами: если Хельсинки преображает свои побережья сегодня, то выдающиеся примеры waterfront development в Петербурге относятся к истории двухсот-трехсотлетней давности. В Хельсинки 2009-2013 годах стартовали 11 крупных проектов развития городской среды. Новые районы, построенные на побережье, включают в себя общественные прогулочные зоны, деловые центры культурные объекты и жилые дома. Последствием такого обновления стало превращение города в комфортный и современный европейский центр, что сейчас побуждает студентов, оканчивающих хельсинкские вузы, не уезжать, а оставаться в родном городе. По словам вице-мэра Хельсинки Ханну Пентилля, население столичного региона Финляндии увеличивается на 1,5% ежегодно. Приток молодёжи, в свою очередь, стимулирует спрос на новое жильё. При этом, несмотря на дороговизну квартир с видом на море, определённая их часть продаётся по контролируемым мэрией ценам, специально для небогатых семей. Таким образом, интересы застройщиков, получающих прибыль от территориального развития, сочетаются с общим повышением качества жизни населения.
«В Хельсинки очень сильное и волевое градостроительное ведомство», – сказал вице-президент корпорации ЮИТ Юха Костиайнен. Российские гости, напротив, довольно пессимистично оценили те силы, которые могу стать инициаторами развития прибрежных территорий в Петербурге. По мнению журналиста Дмитрия Синочкина, в ближайшие годы в Петербурге масштабной городской программы преобразований waterfront взяться неоткуда. Остаётся, как считает Елена Кром, надеяться на локальные проекты: городские, такие как Парк 300-летия Петербурга, или частные, такие как многофункциональный комплекс «Лахта центр», кронштадтский форт «Константин» или Новая Голландия. Стратегию локальных «малых шагов» поддержала и директор по строительству «Лахта-центра» Елена Морозова. Она предложила определить часть побережья в черте Петербурга, пусть небольшую, на развитии которой городская власть и инвесторы сосредоточатся как на комплексном приоритетном проекте. В том, какая именно территория могла бы сыграть такую роль, мнения специалистов разошлись. Так, по мнению главного архитектора института «Ленгипрогор» Игоря Дранкевича, зоной ближайшего развития waterfront в Петербурге может стать Кронштадт. Елена Морозова отметила, что на данный момент не важно, на какой именно территории сосредоточатся усилия администрации Петербурга – важно само создание волевого прецедента и его реализации. По мнению экспертов, город и частные инвесторы могли бы развивать петербургское побережье совместными усилиями, «подтягивая» к начатым крупным частным проектам развитие прилегающих территорий и транспортной инфраструктуры.