В обстановке продолжающейся борьбы между «силовым» и «горско-дагестанским» кланами российской власти особо приближённые олигархи пытаются переложить на государство свои проблемы. Так, Олег Дерипаска фактически шантажирует центральные и местные власти закрытием как минимум пяти алюминиевых предприятий, вырабатывающих в общей сложности 300 тысяч тонн сырья в год. К началу 2014 г. может быть остановлена работа на Богословском, Волгоградском, Волховском, Надвоицком и Уральском заводах.
Это грозит повторением ситуации, сложившейся в 2009 году в посёлке Пикалёво, когда оставшиеся без работы люди перекрыли федеральную трассу. Исправлять ситуацию под угрозой гражданского неповиновения пришлось лично Владимиру Путину. Замечено, что социальные требования он склонен воспринимать как законные – в отличие от политических протестов.
Но теперь ситуация более серьёзна. Олигарх создаёт прецедент лавинообразного закрытия градообразующих предприятий моногородов, что затронет интересы десятков тысяч человек в нескольких регионах – Свердловской, Ленинградской, Волгоградской областей, Республики Карелия. Это заметно осложнит и ухудшит социально-экономическую ситуацию в стране. Дабы избежать такого развития событий, чиновники разных уровней провели серьёзную работу с представителями Дерипаски. Но вероятность остановки заводов «алюминиевой империи» остается высокой.
Олег Дерипаска и его окружение считают, что проблема обусловлена не только заметным падением цен на мировом алюминиевом рынке. Доля вины возлагается и на правительство, допускающее рост тарифов на энергию и грузоперевозки. Производство алюминия в России делается малорентабельным. Определённую роль в подрыве конкурентоспособности сыграло и вступление России в ВТО. Важной причиной снижения цен на алюминий стало введение новых мощностей арабскими странами Персидского залива, имеющими менее энергоёмкую производственную базу.
Дерипаска не впервые прибегает к шантажу такого рода. Вполне лояльный режиму (и потому защищённый от ряда проблем, порождаемых «равноудалением олигархов»), безотказный участник властных политических проектов, он склонен жёстко отстаивать свои финансово-коммерческие интересы. Не так давно ему удалось выбить у федерального центра снижение тарифа на электроэнергию для своих предприятий до 9 за кВт/час, а также купить Богословскую ТЭЦ, что, казалось, должно было спасти Богословский алюминиевый завод. Однако рентабельность подобных предприятий может быть обеспечена лишь подъёмом мировых цен более чем на 25%, с отметки ниже $1800 долларов до $2400 за тонну. Пока таких предпосылок нет. Кризис, сопровождаемый заметным сокращением мирового потребления металлов, продолжается уже пять лет.
Возможно, поэтому Олег Дерипаска пытался переложить спасение производства на власти. Схема, практикуемая в других странах, заключается в выкупе государством невостребованной на рынке продукции и создании резервов. С другой стороны, компании «Мечел» и «Норникель», несмотря на падение цен на металлы, решают проблемы без подобного шантажа. Но ситуация Олега Дерипаски иная. Переизбыток непрофильных активов спровоцировал у него в кризисные годы нарастание финансовых трудностей.
Не последний фактор – усилившееся противостояние «горско-дагестанского» клана Медведева-Дворковича с путинскими силовиками. Ситуация выглядит подходящей для выбивания преференций. В то же время именно сейчас такие действия выглядят как откровенный вызов самому Владимиру Путину. Наглядно демонстрируются внутриэлитные трения — несовпадение интересов государственной бюрократии и олигархического капитала.
В такой ситуации возникает вопрос относительно целесообразности сохранения «алюминиевой империи» Олега Дерипаски. Которая может стать разменной монетой в непростом диалоге конкурирующих бюрократических кланов.
Спасение одного олигарха не решает общую проблему перманентной войны за тарифы. «Газпром», пытается компенсировать утрату зарубежных рынков сбыта увеличением цен на газ внутри страны. Власти оказываются между Сциллой и Харибдой российской экономики – энергетическими монополиями (особенно «Газпромом» и «Роснефтью») и производителями других отраслей (например, металлургами). При этом энергетические олигархи также активно добиваются привилегированных условий, пользуясь большей степенью сращивания с государством. Взвинчивание цен на энергоносители усугубляет трудности прочих промышленников.
Изменить ситуацию возможно только через глобальное реформирование всей властной системы. В противном случае Кремль может оказаться неспособен к реальному осуществлению управленческих функций на местах. Тем более в условиях экономического кризиса.