Болгарская государственная Комиссия по защите конкуренции выдала LUKERG Renew — совместному предприятию российской «ЛУКОЙЛ-Экоэнерго» и итальянской ERG Renew —лицензию на покупку четырёх ветроэнергетических компаний. Это не первое приобретение подобного рода. Нынешняя операция ещё раз подтверждает, что Вагит Алекперов слов на ветер не бросает. Ранее он пообещал, что выведет свою компанию на мировой уровень производителей альтернативной энергетики.
Вагит Алекперов, безусловно, легенда российского бизнеса. И не только потому, что является владельцем крупнейшей в стране частной нефтяной компании. Его биография — классический пример selfmade-man. Он прошёл путь от буровика до замминистра, досконально знает энергетическую отрасль. Всегда умел оперативно ориентироваться в сложной конъюнктуре и принимать чёткие решения. Ещё в СССР, будучи директором месторождения, сумел построить для буровиков нормальные дома вместо бараков. Будучи самым молодым замминистра, разработал схему создания в России вертикально-интегрированных компаний. Первым учредил международный нефтяной концерн. И если теперь Алекперов вкладывает средства в развитие ветряков, к этому стоит присмотреться повнимательней.
LUKERG Renew — компания совсем молодая, создана лишь в 2011 году. Но сразу же заявившая о себе на мировом рынке. Первой покупкой стали две действующие ветроэнергетические станции (ВЭС) в Болгарии. Затем — проект ВЭС в Румынии. В этом году LUKERG Renew уже приобрела ещё две ВЭС в этих же странах. Теперь — новые четыре предприятия ветровой электрогенерации. Как утверждает сам Алекперов, для реализации проектов в области возобновляемых источников энергии. Прежде, однако, никакого интереса к экологическим видам энергии он не проявлял. Ни за границей, ни на родине. Более того, по утверждению специалистов, ЛУКОЙЛ унаследовал худшие советские принципы взаимоотношения с окружающей средой — сугубо потребительские.
В 2004 году экологи Дании, Швеции, Эстонии, Латвии и Литвы требовали провести независимую экспертизу месторождения Д-6 на берегу Балтийского моря, где по их словам, были нарушены все мыслимые нормы эксплуатации. ЛУКОЙЛ эту попытку заблокировал. В 2005 году медицинские анализы выявили медицинские нарушения почти у каждого ребёнка деревни Павлово (Пермский край). Виной тому оказалось экологическое загрязнение, вызванное деятельностью «ЛУКОЙЛ-Пермь». Всего год назад разлив нефти на месторождении Требса, разрабатываемом ЛУКОЙЛом, привёл к загрязнению пяти тысяч квадратных метров оленьих пастбищ и водоёмов.
Откуда же у Алекперова такой внезапный интерес к альтернативным источникам энергии? Вряд ли из-за прогнозов, сулящих истощение запасов российской нефти через 30-50 лет. И не факт, чтобы из любви к природе.
Всё проще. Если несколько лет назад частная компания ЛУКОЙЛ ещё могла почти на равных вступить в соперничество с государственной «Роснефтью» за контроль над крупнейшей петербургской сетью АЗС, то сегодня такое уже вряд ли возможно. Лояльная, но независимая компания автоматически оказывается под подозрением. Требуется полный контроль и подчинение. В этих условиях самое естественное решение — постепенное свёртывание инвестиций в России и переориентация на зарубежные проекты. А поскольку даже в близкой Болгарии экологический аспект производства уверенно выдвигается на первый план, очевидно, что следует инвестировать именно в эту отрасль. Так что неудивительно, что ЛУКОЙЛ активно берётся за развитие солнечной и ветровой энергетики. На Балканском полуострове.