Публике уже известно о пятничном задержании, произведённом в Эстонии. Взят под стражу Михаил Кришьян, яркая фигура петербургского криминалитета. Два года он находился в интерполовском розыске по подозрению в ряде тяжких преступлений. Теперь Кришьяна ожидает экстрадиция в Россию. Судебные разбирательства по его делам способны пролить свет не только на заказные убийства. Много нового может выясниться и по части пресловутого петербургского рейдерства. Причём в неожиданном – отнюдь не «тамбовском» — разрезе.
Информация об аресте Михаила Кришьяна за пределами РФ уже появлялась месяц назад. Тогда речь шла о Финляндии. Оказалось, что это ошибка. Но ошибка странная – задержанный финской полицией действительно был с Кришьяном связан, и его телефонные переговоры помогли в последующей поимке. Не исключено, что утечка насчёт Финляндии являлась частью розыскной операции.
Кришьян заочно обвиняется по целой грозди тяжёлых статей российского УК. Тут и незаконный оборот оружия, и причинение тяжкого вреда здоровью, и организация убийства. Прежде всего речь идёт о гибели бизнесмена Михаила Карачева, владельца торгово-развлекательного комплекса «Пулково-3». По версии следствия, Карачев был забит насмерть 7 мая 2010 года. Смерть наступила от ножевых ударов. Двоих непосредственных исполнителей нанял Кришьян. Он же подозревается ещё в нескольких разборках с летальным исходом. Жертвами его заказов называют бизнесмена Алексея Волнухина и наркоторговца Мехмана Янушкевича.
Предполагается, что эти убийства связаны между собой. Волнухин был должен крупную сумму, списать которую Кришьян соглашался в том случае, если должник застрелит бывшего криминального «бригадира» по прозвищу Кабан, связанного с Янушкевичем. После убийства наркодилера тот планировал отомстить Кришьяну. Убрать его было решено руками Волнухина. Тот согласился, но его выстрел не оказался смертельным. Заказанный остался жив. Вскоре после этого сам Волнухин погиб от рук людей Кришьяна.
Непосредственное исполнение осуществил тот же киллер, что ранее убивал Карачева. Впоследствии этот человек, боксёр Вадим Сорокин, был арестован, заключил досудебное соглашение, признался в убийствах Карачева и Волнухина, назвал сообщника и заказчика. Так стала формироваться доказательная база в отношении Михаила Кришьяна.
Убийство Янушкевича было совершено в августе 2008 года. Карачев погиб в мае 2010-го, Волнухин в октябре того же года. Такие методы решения вопросов в указанную эпоху уже были как бы «не комильфо». Скорее исключения, чем правило. Однако Михаил Кришьян – персонаж специфический. Правила над ним не властны.
Выпускник Нахимовского училища, моряк-подводник, затем менеджер охранного бизнеса, он постоянно шёл наперекор любому регламенту и любой иерархии. Ни военной дисциплины, ни криминальных понятий Кришьян не признавал. Поэтому не примкнул ни к одному ОПГ или бизнес-сообществу. Хотя, по некоторым данным, тяготел к структуре воров в законе. Якобы имел контакты с авторитетом Кудряшом и смотрящим Могилой. Однако оставался вольным стрелком, действовавшим на свой страх и риск. Впрочем, не только по собственному желанию. Склонность Кришьяна к «мутным» интригам (например, в местах лишения свободы) не способствовала взаимопониманию. Крупные авторитеты держали его на дистанции.
Трения с серьёзными людьми возникали у Кришьяна в 2004-2005 годах. Годом ранее исчез известный антиквар Аркадий Тульчин, поддерживавший нормальные отношения с конкурировавшими бизнес-сообществами. Все попытки разобраться с «исчезновением», в том числе предприянтые в порядке частных расследований, оказались бесплодными. Однако примерно через полгода Кришьян появился близ вдовы и принял участие в «обналичивании» оставшихся после антиквара активов. История замялась как-то сама собой. Кришьян говорил об оказании бескорыстной помощи. Однако был строго предупреждён, что следующий «намёк на косяк» дорого ему обойдётся.
Не прельстился Кришьян и легализацией, на которую многие криминальные авторитеты шли уже с середины 1990-х. Становиться предпринимателем Кришьян не пожелал. Статус беспредельщика был ему ближе.
Хотя бизнес как источник дохода регулярно привлекал его внимание. И не только наркоторговля Янушкевича. С именем Кришьяна связаны масштабные рейдерские акции. Впечатляла операция с недвижимостью «Промышленно-торговой компании «Строитель». Здание стоимостью более 45 млн рублей было перехвачено с помощью подложной документации, продано за десятикратно меньшую сумму и затем перепродано за 7 млн. Главным бенефициаром захвата являлся не Кришьян, а бывший владелец «Строителя». Однако Кришьян играл видную организующую роль. Интересно, что партнёром в захвате был знаменитый в начале 2000-х годов отставной офицер ФСБ Алексей Раевский — получивший известность как участник вымогательского тандема с вором в законе Мирычем. Связь Кришьяна с Раевским, по некоторым данным, имела длительную деловую историю. Арестован Раевский был раньше Кришьяна, около полутора лет назад.
Впрочем, Кришьян мог оказаться в изоляции ещё раньше. В 1997 году его судили за грабёж и разбой, однако оправдали. В 2000-м осудили за самоуправство, но освободили досрочно. Весной 2011 года его проверяли на причастность к убийству Волнухина и даже уличили в незаконном хранении оружия. Однако свою «беретту» Кришьян успел выбросить. Суд удовлетворился двухмиллионным залогом и оставил Кришьяна на свободе. После чего тот скрылся и пребывал в бегах до минувшей пятницы.
Стоит отметить такую немаловажную деталь. Грабежи, вымогательства, рейдерство – всё это тянулось за Михаилом Кришьяном как многолетний шлейф. Однако убийства стали совершаться лишь в последние пять лет. Что могло ранее останавливать столь решительного и незакомплексованного человека? Можно предположить – и с этим согласны компетентные комментаторы – что рубежом послужил август 2007 года. Прежде того для людей, склонных к беспределу, не признающих ни понятий ни законов (тем более связанных с ворами в законе и коррумпированными силовиками) существовал серьёзный барьер. Этот барьер был снят арестом Владимира Кумарина-Барсукова. Характерно, что в СМИ уже появились сравнения Михаила Кришьяна с Бадри Шенгелия.