Требования пикета были не только экономическими, но и политическими. Связаны они были с высказываниями нового главы Карелии Александра Худилайнена о том, что троллейбусы, дескать, вовсе не нужны. «Зачем дотировать троллейбусное управление только потому, что люди привыкли к троллейбусам? – вопрошал он. – Зачем вкладывать деньги в предприятие, которое заведомо убыточно?»
Позиция защитников троллейбусов, впрочем, на том и стоит. Они заявляют, что троллейбус – это традиция, что это признак развитости города. Всё-таки, это экологически чистый транспорт. К тому же, при высоком пассажиропотоке его эксплуатация заметно дешевле автобуса. Ниже издержки только у трамвая, но в этом случае гораздо дороже сооружение линий.
Как бы ни была тяжела ситуация у петрозаводских троллейбусников, но они перевозят до 40 процентов пассажиров города. Для жителей города – это в первую очередь привычные маршруты. Совершенно очевидно, что автобусы и маршрутки не дублируют пути движения «рогатых». Одномоментно один вид транспорта другим не заместить, необходимо проводить достаточно серьёзную работу, в том числе проводить аукционы на обслуживание новых линий.
Если отбросить эмоции, то выходит, что позиция Худилайнена весьма обоснованная. В Карелии и так денег не хватает ни на что. Впрочем, троллейбусы переживают не самые лучшие времена почти во всех городах. В Архангельсе к 2008 году депо и вовсе закрылось, а оставшиеся машины город продал в Нижний Новгород. Радикально отличается ситуация в Вологде: там ещё в начале 1990-х всё хозяйство было акционировано и управляется гораздо эффективнее, чем если бы оно оставалось муниципальным.
В подтверждение тезиса о бюджетном кризисе в республике стоит вспомнить вот что. В начале этого года министр экономического развития республики Валентин Чмиль заявил, что «готов заняться проституцией, лишь бы наполнить бюджет». По его словам, в Карелии нет ни трудовых ресурсов, ни дорог, а кроме природных ресурсов, в ней нет ничего привлекательного. Впрочем, за эти заявления Чмилю ничего не было: свой пост он занимает до сих пор.
Важно одно: заявления Чмиля характеризуют финансовую ситуацию в Карелии весьма однозначно. В определённой степени это отражает как плачевную ситуацию в промышленности, так и в наполнении бюджета. Например, с нового года входящее в группу «Северстали» предприятие «Карельский окатыш» платит налоги в Вологодской области в составе консолидированной группы. Впрочем, и Вологде от этого не слаще – 2,6 миллиарда рублей налога на прибыль не перешли автоматически вологжанам, а были оптимизированы мордашёвскими бухгалтерами.
Между тем, петрозаводские троллейбусы не только ездят по тарифам ниже рынка, но ещё и прогрывают иски в арбитражном суде. За последние пару месяцев горадминистрация отсудила у предприятия 1,5 миллиона рублей по трём искам. Всё это – арендная плата за последние три года за земельные участки, необходимые для работы транспорта.
В ходе судебных разбирательств ответчик объяснил задолженность тяжёлым финансовым положением. В связи с этим в двух случаях ответчик просил суд уменьшить объём взыскиваемых денег до минимально возможного предела – речь шла об уменьшении неустойки. Суд на уступки не пошёл и принял решение о взыскании с муниципального предприятия денег в пользу муниципалитета.
В конце прошлого года прошли одиночные пикеты, а в начале этого года горожане устроили митинг. Все эти акции были направлены против повышения стоимости проезда, ведь с 1 января её подняли сразу на 5 рублей – до 17 рублей с человека. При этом, экономически обоснованным считается тариф минимум в 20 рублей. В то же время, цена проезда в маршрутках оказалась на 2 рубля ниже. Выходит, что петрозаводчане не хотят оплачивать из своих кошельков работу городского транспорта. Но, судя по всему, без этого никак – иначе троллейбус не сохранить.
Напомним, в последние месяцы ситуация на городских транспортных сетях обострилась сразу в нескольких регионах СЗФО. Водители северодвинских автобусов пишут заявления в прокуратуру по поводу невыплаты своих кровно заработанных денег. А на сыктывкарском «Альфа-Трансе» шофёры за последние полгода дважды устраивали забастовки – впрочем, в обоих случаях стачка заканчивалась, едва начавшись.
В Вологде троллейбусы и автобусы в этом году переходят на электронную оплату проезда, из-за чего постепенно сокращается штат кондукторов. Впрочем, социальных взрывов по этому в Вологде пока не было. Единственное, что этим недовольны пассажиры, но и это «тихий протест» не носит сколь-нибудь выраженного характера. Ведь для пассажира важнее ехать, чем лицезреть на бортах шашечки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *