Запад полностью отменяет санкции, введенные в 1990 г. против Мьянмы (Бирмы). Индикатором, свидетельствующи м о восстановлении в полном объеме его связей с этой страной, служит проведение на её территории 5 – 7 июня саммита Всемирного экономического форума по Восточной Азии – регионального мероприятия Давосского Всемирного экономического форума.
Демократические реформы в Мьянме, на которые под давлением Запада пошла правящая здесь военная хунта, начались в 2010 г. с признания победы оппозиции на парламентских выборах. Посетившие в конце 2012 г. эту страны лидеры западных стран, включая президента США Барака Обаму, засвидетельствов али успешность реформ и пошли на отмену санкций.
Однако основные требования Запада бирманские военные так и не выполнили или сделали это частично. Это касается в том числе прекращения этнических чисток и допуска представителей нацменьшинств в органы власти. Как показали последние столкновения между буддистами и мусульманами, эта проблема далека от разрешения.
Кроме того, в местах заключения продолжают находиться сотни противников действующего режима, с освобождением Запад также увязывал отмену эмбарго. С другой стороны, военные, контролирующие не только экономику, но и все высшие посты в стране, так и не позволили главе либерально-демок ратической оппозиции Аун Сан Су Чжи выставить свою кандидатуру на президентский пост.
Подобная спешка с преждевременной отменой санкций является индикатором истинных намерений Запада в Мьянме, действия которого объясняются как экономическими соображениями, так и стратегией тех же США в АТР. Мьянма уникальна тем, что она остается едва ли не единственной страной в мире с богатыми, но мало освоенными природными ресурсами. Только доказанные запасы нефти здесь исчисляются 50 млрд баррелей и 280 млрд кубометров газа.
Таким образом, основным мотивом для форсированного снятия санкций были вполне конкретные интересы сырьевых компаний и желание минимизировать китайское влияние в Мьянме. Не случайно, что в последние месяцы её власти заметно упростили условия работы для иностранных компаний, готовящихся к борьбе за участие в сырьевых и инвестиционных проектах в этой стране, где до сих пор преимущественное влияние имел Пекин, являющийся главным торговым партнером страны. Подобное положение дел во многом было обусловлено действиями самого Запада: после введения санкций Мьянма переориентировал ась на торговлю и военно-техническ ое сотрудничество с КНР. Для Китая экономические связи с этой страной имеют стратегическое значение: отсюда в КНР уже протянуты газопроводы и нефтепроводы, что уменьшает его зависимость от доставляемых морским путем энергоресурсов.
Однако в свете последних изменений следует ожидать заметного усиления конкуренции в Мьянме с Китаем не только со стороны западных, но и японских компаний, которые всё активнее участвуют в инвестиционных проектах по восстановлению местной экономики.
Индикатором снижения китайского влияния стали конкретные действия нового президента страны Тейна Сейна, который ещё в сентябре 2011 г. неожиданно публично призвал отказаться от реализации крупнейшего китайского строительного проекта в стране стоимостью 3.6 млрд долларов (плотины Мьютсон в Качине).
Необходимо отметить, что битва «за Мьянму» является одной из составляющих американской стратегии сдерживания Китая. Её острота во многом обусловлена стратегическим положением этой страны как моста между Индией и Китаем, связывающего их со странами Юго-Восточной Азии, с которого удобно контролировать важнейшие судоходные пути из Тихого океана в Индийский.
Особое место в стратегии сдерживания Китая уделяется Индии, также имеющей свои интересы в Мьянме. До недавнего времени именно она являлась главным конкурентом КНР за влияние в этой стране. С помощью Дели Вашингтон рассчитывает не допустить дальнейшего укрепления Китая в Индийском океане, в том числе и в этой стране.
Между тем, в ближайшей перспективе влияние КНР в Мьянме будет снижаться, поскольку значительная часть местной элиты опасается излишней зависимости от Китая и рассчитывает выиграть на диверсификации своих внешних связей. Однако полностью выдавить отсюда КНР в силу уже имеющейся тесной экономической и военно-техническ ой привязки двух стран Запад уже не сможет.