Издавна проблемный участок городского хозяйства, жилищной политики, ЖКХ, благоустройства и энергетики теперь доверен 33-летнему выходцу из московской чиновничьей среды, имеющего и собственный бизнес-опыт. Любопытно, что предложение ему сделал лично глава города. Видимо, оно было из разряда тех, от которых нельзя отказаться. Представляя кандидатуру Владимира Лавленцева, вице-губернатор Игорь Дивинский попросил парламентариев «не задавать лишних вопросов и дать свое согласие, чтобы завершить формирование «обновленной» команды губернатора Георгия Полтавченко, которая теперь должна начать эффективно работать». Депутаты в целом прислушались к этому скорее эмоциональному призыву. За кандидатуру было 32 депутата, 4 – против, 12 – воздержались от голосования. В частности, вовсе не участвовала в голосовании фракция «Яблоко». Как пояснил ее руководитель в городском парламенте Григорий Явлинский, никаких конкретных предложений по реформированию сферы ЖКХ новый вице-губернатор не сделал. Чуть мягче были эсеры. «Единственное его достоинство – он новый человек в Смольном и знает, как работать с бизнесом. А так, Лавленцев остался для меня человеком-загадкой», – сказал Алексей Ковалев. «Профильное бизнес-сообщество выражает осторожный оптимизм. Например, глава совета Ассоциации управляющих и эксплуатирующих организаций в жилищной сфере Евгений Пургин считает – если Лавленцеву удастся хотя бы отчасти прижать монополистов, это уже станет прорывом. Особенно – в свете явного провала безумной идеи о создании единой городской управляющей компании. В общем, новый вице-губернатор, своим приходом укомплектовавший это сектор администрации, имеет некий кредит доверия. В нем он опирается на позицию первых лиц страны. Стремясь ограничить рост тарифов на коммунальные услуги, он будет выполнять соответствующее распоряжение Владимира Путина. Сказал тот — предельное увеличение не должно быть больше, чем 6% в год, значит, Лавленцев будет этого добиваться. Будет трудно, ведь Комитет по тарифам городской администрации не входит в его подчинение. Монополисты тоже наверняка окажутся крепким орешком. Остается посмотреть, как они в дальнейшем будут регулярно предоставлять «инвестиционные отчеты», чтобы новый вице смог изучить механизм получения ими прибыли. Пока он считает, что инвестиционная составляющая у монополистов достаточно высока, и им надо умерить свои аппетиты. Особенно в тех случаях, когда средства идут не на реконструкцию тех же сетей, а на нечто совсем другое. Но в любом случае Лавленцеву придется нелегко, до него эти вопросы никто решить так и не смог. Недаром его должность называют «расстрельной», чему пример его предшественника Сергея Козырева, ушедшего на покой лишь по одному мановению верховной палочки.
Не намного легче на посту вице-губернатора, курирующего имущественный комплекс, придется и назначенному в апреле 52-летнему Михаилу Мокрецову. Теперь он отвечает за решение вопросов учета государственного имущества Санкт-Петербурга, управления и распоряжения им, инвентаризации и мониторинга городских земель Санкт-Петербурга, землеустройства, а также осуществление государственного управления в сфере имущественных отношений, управлением федеральной собственностью, расположенной на территории Санкт-Петербурга. И даже не потому, что это направление весьма запутанно и запущено. Земли и имущество города, федеральных ведомств и частных лиц буквально переплетены между собой и наслоены друг на друга. Наверное, здесь не место подробно рассказывать о сути этой проблемы. Достаточно вспомнить, что выяснилось, когда во Фрунзенском районе стали подбирать земельный участок под строительство нового зоопарка.
Правда, на жизненном пути чиновника случались и куда более запущенные ухабы. Не стоит забывать лишь две вехи из его биографии – работу в Федеральной налоговой службе, в том числе – и её руководителем, и в Минобороны – в ранге замминистра. Казалось бы, во времена сердюковщины такая связка не была странной. ФНС в те времена была главным поставщиком кадров для МО РФ. Однако здесь важна причина, по которой Мокрецов в 2011 году ушел из военного ведомства. Тогда в СМИ сообщалось, что он не сошелся с министром по вопросам распределения финансовых средств, выделенных под гособоронзаказ, да еще поссорился с всесильной тогда фавориткой Сердюкова — Еленой Васильевой. Во всяком случае, его имя пока не проходит по всем последующим скандалам, связанным с минобороны. Это позволяет надеяться, что город получил как минимум честного и принципиального чиновника, что по нынешним временам уже неплохо.
На данный момент следует полагать, что назначения Лавленцева и Мокрецова относятся к кадровому активу Георгия Полтавченко. Однако так бывает не всегда. Пример тому – ситуация с Дмитрием Бурениным.
49-летний чиновник занял пост председателя Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга в конце 2012 года. Сразу же началась цепочка скандалов, связанных с проведением тендеров на строительство крупных инфраструктурных транспортных объектов. Буренин не то что от них абстрагировался, даже наоборот – он вроде бы попытался навести в этой сфере порядок. Правда – в своем понимании. А понимания у бывшего председателя Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга, ни дня не проработавшего в дорожной отрасли, явно не хватало. Дорожное бизнес-сообщество дало ему прозвище «Внедорожник» и ушло в терпеливое ожидание отставки предкомитета по РТИ. Однако тот пока держится.
Бывают назначения и, скажем так, нейтральные. Взять того же вице-губернатора Олега Маркова, с июня прошлого года курирующего вопросы внешних связей Санкт-Петербурга, записи актов гражданского состояния, архивного дела, транспорта, туризма, гостиничной инфраструктуры, надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники. Ключевое слово здесь – внешние связи. Достаточно сказать, что в свое время ими в этой должности занимались Владимир Путин (Марков был у него замом), Виктор Яцуба, Виктор Лобко. Не стоит забывать и об управлении аппаратом губернаторского делопроизводства. Сразу же начались разговоры – как новое лицо уживется с руководителем администрации губернатора и близким другом Георгия Полтавченко — Игорем Дивинским? На деле же всё получилось весьма гладко. Разногласия между «православной-силовой» частью администрации и её финансово-хозяйственным блоком, если таковые и есть, остались на прежнем уровне. А это доказывает, что даже весьма косная номенклатура в своей сути имеет жесткий инстинкт самосохранения. Именно он и позволяет ей если не развиваться, то уж во всяком случае не умирать. А Маркову в декабре стукнет 60, и он спокойно уйдет на пенсию. Зачем же копья ломать?
Второй принцип – близость назначенцев к первому лицу в первую очередь по своим взглядам и убеждениям. Недаром место главы администрации Курортного района Виктора Борисова занял один из руководителей партии «За святую Русь» Алексей Куимов, а должность главы комитета по молодёжной политики и взаимодействию с общественными организациями получил давний соратник Георгия Полтавченко Александр Пархоменко. Между прочим, в этом декабре ему исполнится 50 лет. Будем надеяться, что это как раз тот случай, когда возраст работе не помеха. И уж точно нового главу Комитета по МПиВОО не призовут в армию, как это случилось с его предшественником Никитой Александровым. Третий же принцип – глава города явно не хочет опираться на городские кадры. Назначение на весьма нервный пост председателя Комитета по градостроительству и архитектуре москвича Олега Рыбина – яркое тому доказательство.