Как известно, возможность ограниченного экспорта газа из США  существует.  Открывать рынок желают производители, но потребители выступают против.  Президент  США Барак Обама поддерживает  газовых производителей, однако решение всё еще не принято. Как аргумент, сторонники "сланцевой революции" указывают на причины, связанные с геополитикой. Сторонники проекта стремятся к тому,  чтобы Россия и Иран перестали оказывать сильное влияние на мировой энергетический рынок.

    Пакет предложений по экспорту газа в страны, у которых отсутствует соглашение о режиме свободной торговли с Вашингтоном, уже рассмотрен комитетом по энергетике и торговле Конгресса США. Более того, с 20 странами соглашение уже подписано. Крупнейшими потребителями газа из списка этих стран являются Канада, Южная Корея, Мексика и Австралия.Опираясь на мнения участников, бывших и действующих депутатов обеих палат Конгресса США, рост экспорта газа не только укрепит международные позиции Вашингтона , но еще и снизит влияние России и Ирана на мировой энергорынок. В случае одобрения всех заявок на экспорт,  более 200 млрд кубометров газа  поступят на мировой рынок. Отметим, что право экспорта получила только Cheniere Energy. Кстати,  именно она и планирует концу 2015 года начать поставки.

    Тем не менее, конгрессмены всё еще не могут сформировать единую позицию. "Конгресс и Сенат рассматривают два разных законопроекта, и прежде всего нам нужно договориться между представителями палат",— сообщил конгрессмен Ли Терри. Так по чему конгрессмены всё еще не договорились? Как один из вариантов ответа —  противостояние между потребителями и добывающими компаниями . Стоит отметить, что компании Dow Chemical, Huntsman и Alcoa в марте выступили с предложением  затянуть принятие решения, так как опасались  роста внутренних цен на газ. В связи с этим, как промежуточный вариант ,законодатели мгновенно решили вопрос о разрешении поставок газа в страны НАТО, Индию и Японию. "Делегации этих государств уже заявили, что готовы покупать газ в США. Затягивая обсуждение вопроса, мы рискуем упустить рынок, отдав его компаниям из Австралии и Канады".  —пояснил сенатор Джон Баррассо. Кстати говоря, не только производители газа оказывают давление на конгрессменов.  Министр экономики Японии Тосимицу Мотэги ранее заявлял, что надеется на скорое разрешение поставок газа в страну со стороны США, сразу после чего компании из Великобритании, Южной Кореи Испании и Индии принялись за обсуждение предварительных контрактов. Группа законодателей   в Вашингтоне  встречалась с премьером Турции Реджепом Эрдоганом, после чего стало известно, что турецкая делегация готова отказаться от иранского газа взамен на американский. Незамедлительно последовала реакция Президента США: он крайне осторожно  поддержал и одобрил эту идею. Далее, во время поездки Латинскую Америку Барак Обама сообщил, что по вопросу экспорта газа он согласен с  "некоторыми предложениями экспертов", но окончательное решение на данный момент не принял. "Я должен определиться с главным вопросом: будем ли мы вообще экспортировать газ. Но могу заверить, что главным доводом для меня является сохранение низких цен для всего Западного полушария и Центральной Америки",— сказал он. Барак Обама также пояснил, что к 2020 году США станет чистым экспортером газа.

    Однако, противников проекта уже много. Следуя законам США, экспорт не должен наносить ущерб национальным интересам. Позицию внутренних потребителей поддержали и представители Демократической партии в Конгрессе, призвавшие обновить экспертную оценку проекта. Отметим, что обсуждение вопроса сильно усилило позиции потребителей газа в переговорах с Россией, а реэкспорт в Европу законтрактованного США СПГ повысил конкуренцию на рынке газа ЕС, что позволило потребителям добиться существенных скидок от "Газпрома". "Это, конечно, не слишком большое достижение, но это первый шаг .Благодаря новым технологиям мы добились независимости сами и можем предложить лучшие условия нашим друзьям в мире",— сообщил сенатор Крис Кунс.  Сенатор также  разделяет опасения специалистов , касающихся увеличения цен в США. Тем не менее, Крис Кунс всё же предпочтёт геополитические интересы.  "Всего лишь одна экспортная лицензия на начало поставок в Индию лишит Иран потенциального рынка сбыта и значительно ослабит режим в Тегеране"—  сделал вывод конгрессмен Брэд Шерман.

    Российский независимый экономический эксперт Константин Анохин  высказал своё мнение и озвучил прогноз на будущее энергорынка: «По подсчетам Управления энергетической информации США до 2040 года производство газа будет расти такими темпами, что останутся естественные излишки для его экспорта. Кроме того, даже при наихудшем развитии сценария, если вследствие активного газового экспорта внутренние американские цены на газ вырастут 54%, то есть до уровня 5,39 доллара за миллион BTU, крупные предприятия нефтехимической отрасли США останутся конкурентоспособными на мировом рынке.  На сегодняшний день, – продолжает эксперт, – суммарная проектная мощность заявленных к строительству в Северной Америке экспортных СПГ-терминалов оценивается примерно в 370 миллиардов кубометров газа. А объем законтрактованного газа в рамках подписанных соглашений составляет 80 миллиардов кубометров в год. Одобренный к экспорту североамериканский газ в 65 миллиардов кубометров в год – это 20% сегодняшней мировой торговли. Если все рассматриваемые сегодня проекты СПГ-терминалов будут реализованы и загружены на 100%, то предложения газа из Северной Америки превысит объемы нынешней мировой торговли. Если американские компании всё же выйдут с экспортом СПГ в оба бассейна – европейский и азиатский – со своей конкурентной ценой и системой ценообразования, то они станут ключевыми игроками на глобальном рынке и смогут влиять на ценообразование поставляемого газа. Несмотря на то, что сегодня европейские потребители не склонны отказываться от гарантированных газпромовских поставок трубопроводного газа, они, тем не менее, выступают за смену ценовой формулы «Газпрома», увязывающего цену на газ с ценами нефть. Получив возможность выбора поставщиков газа европейские потребители приобретают также дополнительный рычаг давления в переговорах с российским газовым монополистом о цене на его продукцию. В итоге это будет вести к сокращению доли европейского газового рынка для России. Ослабление позиций России на мировом энергетическом рынке обусловлены не столько эффектом американской «сланцевой революции», сколько недостаточным вниманием к развитию в стране инновационных технологий и, как следствие, технологическим отставанием.»

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *