Петербург продолжают сотрясать коррупционные скандалы. Один за другим. Вполне в федеральном духе сегодняшнего дня. Трубное дело — о доходной замене изношенных труб на еще более изношенные. Крышное дело — о греве на утеплении крыш. Мусорное дело – о наваре на мусоре, который убирался только на бумаге. Транспортное дело — о продаже проездных мимо городской кассы. Обыски в смольнинских комитетах, в районных администрациях.

Теперь очередь подошла к Комитету по развитию предпринимательства и потребительского рынка администрации Петербурга. Выяснилось, что там расхищались бюджетные средства, выделенные на развитие малого и среднего бизнеса в рамках программы «Грант». Речь идет о 42 млн рублей. Половина из которых, по мнению правоохранителей, ушла налево.

Позавчера в комитет пришли из Управления экономической безопасности. Чиновники были спокойны, поскольку явно знали о готовящихся обысках. К себе вопросов не ждали. И даже первоначальная инициатива исходила из самого комитета: чиновники сообщили о своих подозрениях Игорю Голикову, на тот момент возглавлявшему бывший КЭРППиТ, Голиков – губернатору Полтавченко, тот — в Управление экономической безопасности. (Напомним, что после упразднения Комитета по экономическому развитию, промышленной политике и торговле его глава Игорь Голиков стал вице-губернатором Петербурга. Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка возглавил представитель предпринимательского сообщества Эльгиз Качаев.)

Атмосфера во время обысков в комитете была спокойная. Никого не задерживали, ОМОН не появлялся, учреждение спокойно функционировало. Следователи прошли в нужный им кабинет и попросили показать определённые документы. Чиновники комитета проходят пока как свидетели.

Дело заключается в следующем. По версии следствия, молодые бизнесмены из Псковской области Денис Амелин и Виктор Леоненя поставили на поток изготовление документов и даже пакетов документации для получения через комитет государственных субсидий. Они регистрировали коммерческие организации и от их имени подавали заявки. При обысках у них найдены десятки фальшивых печатей – не только фиктивных фирм, но и государственных органов, а также банков. И, естественно, мошенники получали субсидии. Причем на мелочи не разменивались, запрашивали сразу тысяч по триста рублей. По версии следствия, преступная группа из десяти человек занималась этими махинациями около двух лет. В них участвовали, конечно, и сотрудники бывшего КЭРППиТ — правда, уволенные ещё до начала расследования. «Откаты» в их пользу составляли 15% от суммы незаконных субсидий для реальной фирмы и достигали 50%, если фирма являлась «пустышкой». Затем деньги уходили на счета «однодневок», после чего исчезали.

Итак, налицо ещё одно антикоррупционное дело. Вроде бы, не особо масштабное. Но затрагивающее городскую администрацию, а потому, так сказать, «кондиционное». Аналитики задумываются, какова роль губернатора на петербургском участке борьбы с коррупцией. Озвучивается версия, что происходящее едва ли не инициировано Георгием Полтавченко безотносительно к федеральной антикоррупционной кампании. Зачистка региональной элиты, закономерная при новом главе региона, не сразу началась и ещё не завершена. Примерно до мая 2012 года Полтавченко изучал обстановку, заменял кадры в рутинном режиме, отодвигал строительные и банковские структуры, привилегированные при Валентине Матвиенко. Сигналом к активизации прозвучала федеральная антикоррупционная кампания. Причём, по некоторым оценкам, петербургские правоохранители не торопились подключаться — пришлось обратиться в столицу.

Теперь представитель ГУ МВД называет губернатора инициатором проверки. В официальных полицейских документах появились ссылки на помощь чиновников Смольного. Прежде такие моменты оценивались уклончиво. Словно изыскивались более подходящие формулировки. Так и оставалась непонятной степень участия Полтавченко.

Чаще, однако, эксперты склонны думать, что инициирует петербургские расследования не Смольный, а Кремль. Губернатор лишь дисциплинированно проводит федеральную политическую кампанию во вверенном регионе. Есть и третья точка зрения – в северной столице ведутся «парадные» мероприятия, имитирующие грандиозную борьбу с коррупцией. Дел много, но масштабы не те…

Как бы то ни было, правление Валентины Матвиенко уже вспоминается в чиновной среде как «золотой век». Чиновники-фигуранты нынешних уголовных дел, как правило, были заметны в её администрации. Однако мало кто полагает, будто «невская чистка» хоть как-то скажется на председателе Совета Федерации.

Жертвами разоблачений становятся фигуры второго ряда. Уровень, условно говоря, «петербургского Сердюкова» пока не затронут даже по касательной. «Предпосылок для тотальной чистки в руководстве нет» — примерно так формулируется позиция властей. Которая, если сказать прямо, многих разочаровывает. Регулярно создаётся ощущение, что вся борьба вот-вот затухнет сама собой.

Отчасти чиновники напуганы. Цитируется высказывание администратора Всеволожского района Ленобласти, что смысл занимать должность потерян — мол, «зарейдили» совсем. В частных разговорах отмечается, что прежняя система «вертикального прикрытия» разлажена, рассчитывать на поддержку сверху становится всё труднее. Но эти заботы характерны для нижних, в крайнем случае, средних этажей иерархии. Которые подвергаются показательным набегам, заменяющим системную антикоррупционную политику.

И наконец, ещё один немаловажный момент. Средства, изымаемые у налогоплательщиков для государственной поддержки малого и среднего предпринимательства оказались не самыми малыми. Объём программы «Грант», как сказано, превышал 40 млн рублей. Всего в 2012 году соответствующие подразделения администрации получили 753 млн рублей. На 2013-й назначены 800 млн. Однако проконтролировать расходование не удаётся.

Предприниматели задаются вопросом: не лучше ли на эти довольно крупные суммы (или даже вовсе без них) в тех же целях «поддержки предпринимательства» организовать контроль за соблюдением чётких и прозрачных правил ведения бизнеса, защиту права собственности? Бизнесмен сам найдёт свою нишу на рынке. Ему нужно оказать единственную помощь — не мешать.

 

P.S.

Тем временем поступило сообщение из Карелии. В Петрозаводске проведён десяток обысков у функционеров администрации и руководителей республиканского Законодательного собрания. Расследуется уголовное дело о злоупотреблении должностными полномочиями.Главные фигуранты — первый заместитель председателя Законодательного собрания Карелии Девлетхан Алиханов, первый заместитель главы администрации Петрозаводска Евгений Журавлёв, руководитель Управления муниципального имущества городской администрации Борис Васильев. Они подозреваются в махинациях при передаче в аренду здания универмага «Карелия». Проверяется и законность проведения аукциона по приватизации пятнадцати объектов муниципальной недвижимости. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *