Топ-новость городской политики: Смольный покидает вице-губернатор Игорь Метельский, куратор имущественного блока и градостроительства. Официально решение принято им добровольно. Но нельзя не отметить, что период его вице-губернаторства отмечен рядом крупных скандалов. Немаловажно и то, что с уходом Метельского администрация Георгия Полтавченко полностью освобождается от кадрового наследия Валентины Матвиенко. И от влияния соответствующих финансовых групп.

Когда в сентябре 2011 года Георгий Полтавченко представлял Законодательному собранию кандидатуры в городское правительство, его лишь с натяжкой можно было назвать новым. На прежних местах оставались шесть вице-губернаторов: Михаил Осеевский (делопроизводство), Роман Филимонов (строительство), Валерий Тихонов (силовой блок), Людмила Косткина (социальная сфера), Юрий Молчанов (инвестиции), Игорь Метельский (городское имущество). Тем самым губернатор демонстрировал преемственность власти и нежелание совершать резкие движения. Но было очевидно, что в кадровой области движения предстоят.

Однако постепенно всё становилось на свои места. Первым – в ноябре 2011-го — покинул пост Осеевский, уступив место Игорю Дивинскому. Следом в кресло депутата петербургского Заксобрания от «Единой России» перебралась Косткина. В январе ушли Молчанов и Филимонов. Потом пришёл черёд Тихонова, назначенного директором Государственной фельдъегерской службы.

Оставим за скобками депутата и главного фельдъегеря. А вот отставки Молчанова и Филимонова вполне соотносятся с нынешним уходом Метельского.

Юрий Молчанов говорил на итоговой пресс-конференции, сколь тяжело непрерывно быть чиновником в течение восьми лет. Правда, ощущаться эта тяжесть стала после того, как в главный кабинет Смольного пришёл человек, не имеющий счёта взаимных услуг с определёнными финансовыми и строительными структурами. Филимонов в своём прощании с должностью делал иные акценты – приводил показатели возведённого жилья, характеризовавшие строительный комплекс Санкт-Петербурга как лучший в России. Это при том, что отставки строительного вице-губернатора с нетерпением ждали и девелоперы, и градозащитники — обычно столько недружные между собой.

В самой администрации вызывали вопросы некоторые филимоновские инициативы. Например, большие объёмы строек, финансируемых из бюджета, обоснованность строительного ценообразования. Здесь очень к слову пришлась «дикорастущая» сметная стоимость возведения футбольного стадиона на Крестовском острове. Сейчас аукается и реализация программы реновации кварталов старой застройки. Выяснилось, что инвесторы больше занимаются освоением новых участков земли и выделенных средств, чем собственно расселением «хрущёвок».

Специалисты в строительной отрасли пеняли Филимонову, что его рекордные цифры имеют за собой пустующие новостройки, не подключённые к инженерным коммуникация и не обеспеченные социальной инфраструктурой. Значит, в окончательное освоение этих территорий опять придется вкладывать средства из городского бюджета, и так изрядно похудевшего.

Были и претензии чисто отраслевые. Монополизация стройкомплекса позволила десятку ведущих игроков подмять под себя практически весь рынок, оставив за бортом малые и средние предприятия. Что касается градозащитников, то они вменяли Филимонову откровенное лоббирование застройщиков и отсутствие чёткой нормативной регламентации.

После Романа Филимонова курирование архитектуры и градостроительства перешло к Игорю Метельскому. Соответственно, он принял от предшественника и весь негативный груз переданной ему «эстафетной палочки». По своему статусу Метельский отвечал за учёт и управление государственным имуществам Санкт-Петербурга, капитальное строительство и реконструкцию объектов недвижимости, архитектуру, градостроительство, землеустройство. В его непосредственном ведении находились КУГИ, КНА, Комитет по строительству. На него замыкалась Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга. Наконец, он в сфере своей компетенции координировал деятельность КИСП (в части объектов туризма и гостиничной инфраструктуры), КЭИО (в части строительства головных инженерных сооружений), КЭРППиТ (в части промышленного строительства).

Конечно, менее чем за год Метельский вряд ли мог навести порядок в сложном «постфилимоновском» хозяйстве. Запомнилось предложение возложить на девелоперов обязанности по строительству объектов социальной инфраструктуры. Будь эта инициатива принята, цены на новое жильё, естественно, могли значительно вырасти, а доходы застройщиков сократиться. Разговоры о последующей передаче детсадов и школ для эксплуатации теми же девелоперами противоречия не смягчали.

Были и другие конфликты. Метельского реже, чем Филимонова, упрекали в потворстве застройщикам. Но случалось и такое. В частности, при столкновении ЗАО «Строительный трест» с дольщиками на Коломяжском проспекте — Метельский однозначно поддержал руководителей «Стройтреста» Евгения Резвова и Беслана Берсирова. Сходна ситуация была с реконструкцией дома Абазы на Фонтанке: вице-губернатор и тут поддержал инвесторов-застройщиков, пойдя на конфликт с градозащитной общественностью. В контексте конфликтов можно упомянуть и набережную Европы, и микрорайон Шкапина-Розенштейна, и тот же стадион на Крестовском.

Метельский — по первому образованию юрист — наверняка учитывал все нюансы. И вполне понимал кадровые тенденции Смольного. Они не менялись даже от значительного расширения круга полномочий Метельского после отставки Филимонова. Это было явно временным зигзагом. Ожидался лишь повод. И таковой случился при сносе Дома Рогова в Щербаковом переулке. Не будем вдаваться в технические подробности инцидента, напомним лишь, что он вызвал активное раздражение Георгия Полтавченко.

Игорь Метельский безукоризненно выдерживает ритуалы чиновной этики: «Я ухожу не в связи с какими-либо возникшими противоречиями с руководством города, а из-за желания сменить сферу деятельности». Даже если противоречия имели место, оглашать их незачем. В городе завершается административная консолидация власти с соответствующей расстановкой смольнинских кадров. Даже если политика в общих чертах не изменится, проводить её будет управленческая группа иного происхождения. Тем более на ключевых вице-губернаторских постах, гарантирующих высокую степень влиятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *