Нынешняя зима в новейшей истории Петербурга обещает стать рекордной. В печальном смысле. Хаос на заснеженных улицах и сосульки на крышах наложились на обыски в ключевых «зимних» комитетах – по энергетике и жилищном. Кто-то арестован и этапирован в Москву, кто-то объявлен в федеральный розыск. Тем временем открыт счёт пострадавших среди людей, разбиты десятки автомобилей. Улицы постепенно зарастают сугробами. Шансов на оттепель нет.
События последних дней напомнили тяжёлые прежние зимы. Когда погиб в Кировском район шестилетний Ваня Завьялов, а в Петроградском получила тяжёлые травмы 21-летняя Милана Каштанова. Сейчас ситуация грозит повториться. Последний случай — рухнувшая с крыши дома N 58 по Лиговскому проспекту наледь обрушилась на 27-летнего Фаиса Сабурова и проходившую рядом 58-летнюю женщину. Оба госпитализированы с тяжёлыми травмами: мужчина в ВМА, женщина в Мариинскую больницу. Травмирован и ребёнок у дома N 8 по улице Орджоникидзе.
Множатся потери материальные. При чистке кровли глыбы льда разбивают припаркованные машины. По неофициальной информации, счёт таким случаям идёт уже на десятки. В Московском районе, на Авиационной, серьёзно пострадал автомобиль гражданина Финляндии. Полиция зачастую на такие инциденты не реагирует. Значит, у хозяев будут большие проблемы со страховщиками. Что добавляет нервозности в и так тревожную картину.
Коммунальные службы не то чтобы бездействовали, но функционируют как-то странно. Комитет по благоустройству сообщает телефоны дорожных предприятий, по которым можно жаловаться на плохую уборку улицв. Одновременно он предупреждает, что отвечает только за улично-дорожную сеть. Внутридомовые же территории находятся в ведении Жилищного комитета и управляющих компаний. Жилищники вроде тоже не бездействуют, но до внутридомовых территорий у них явно руки не доходят. Его сотрудники совершают рейды по дворам – только с начала этой недели обследовано уже порядка 2 тысяч домов – и выясняют, как идёт борьба с сосулями. Для облегчения работы ими открыта даже специальная «Электронная приемная». Они также просят автовладельцев хоть как-то соблюдать правила парковки, чтобы и улицы с тротуарами можно было убирать, и лёд с крыш счищать.
К стихийным проблемам вскоре могут добавиться рукотворные. Финансово-организационного плана. Не исключено, что дороги местного значения, часть тех самых внутридомовых территорий, с 1 января перестанут расчищать. Контрольно-счётная палата запретила Комитету по благоустройству выполнять функции, которые возложены на муниципальные власти. Муниципалы хватаются за голову – у них нет ни ресурсов, ни денег, чтобы убрать дороги и тротуары общей площадью в 3,7 млн квадратных метров. Если такое случится, особенно несладко придется жителям пригородов.
Власти, конечно, реагируют. Проблемой очистки города от снега и льда озаботились депутаты Законодательного собрания. Масштаб проблемы признал губернатор. Георгий Полтавченко даже совершил личную проверку – опять-таки в Московском районе. Там, куда он приехал, были продемонстрированы все возможности арсенала коммунальной техники. Но стоило главе города отойти на несколько сот метров в сторону, как он увидел петербургские улицы и дворы во всём их зимнем многообразии.
Конечно, причин перманентного обледенения много. Главная из них, особенно в районах довоенной застройки – историко-технологическая. Во время блокады жители в поисках топлива для «буржуек» частично разобрали деревянные стропила. После войны у города были дела поважнее. В итоге на чердаках нарушен температурный режим. Добавив к этому низкое качество ремонта и зачастую слабую квалификацию уборщиков, получим корень проблемы.
На кадры пенять в этом случае вряд ли уместно. В эти дни город регулярно выводит на улицы до 3 тысяч единиц снегоуборочной техники. Правда, делается это в основном в ночное время – днём и вечером дороги забиты машинами. К утру снег снова накапливается, и пробки становятся обязательной деталью городского интерьера.
В целом же город ожидает непростая зима. Особенно с учётом раскручивания «трубного дела». Арестованы уже пятеро, ещё один – бывший глава комитета по энергетике Александр Бобров – объявлен в федеральный розыск. В деле по-прежнему фигурирует цифра предполагаемого ущерба, нанесённого теплохозяйству города – 3 млрд рублей. При этом за неполные два месяца в северной столице произошло порядка 30 крупных прорывов на теплотрассах. Насколько в этих бедах виноваты задержанные чиновники и предприниматели, должно показать следствие.
Тем временем всё громче звучат голоса о том, что действия правоохранителей – лишь элемент в закулисной борьбе за право получить хотя бы часть подрядов на ремонт городских теплосетей. Минимальная цена вопроса – 100 млрд рублей. За это стоит побороться.